Дом Рубенса в Антверпене

Дом Рубенса в АнверпенеНесмотря на то, что Дом Рубенса – самый посещаемый памятник Антверпена, он не сильно выделяется из общей застройки старого города. Человек несведущий может пройти мимо его неприметного фасада и даже не остановиться. Только здание кассы, стоящее напротив, напоминает о том, что здесь прожил значительную часть своей жизни знаменитый фламандский художник – Питер Пауль Рубенс.

Этот дом Рубенс приобрел в 1610 г. после своей женитьбы. Художник немного перестроил жилище, возвел справа от дома (если смотреть с площади) собственную мастерскую в стиле барокко. Здесь он творил вместе со своими сподвижниками, среди которых были Ван Дейк, Йорданс, Снейдерс. Сюда он возвращался после своих дипломатических поездок в Англию и Испанию. Рубенс прожил здесь до самой своей смерти 30 мая 1640 года.

История превращения дома художника в музей также интересна. Сначала в доме Рубенса жила его вдова, еще молодая женщина. Большую часть ценных вещей она распродала, а сама уехала в замок Элевейт. В 1648 году она сдала дом бежавшему из революционной Англии лорду-роялисту Уильяму Кавендишу, будущему герцогу Ньюкаслскому. В 1660 здание перешло одному купцу, после чего часто меняло хозяев. В 1937 году после неоднократных безуспешных попыток городские власти, наконец, выкупили Дом Рубенса. Потребовалась серьезная реставрационная работа. Для этого использовались старые гравюры и картины. Музей открыл двери первым посетителям сразу после Второй мировой войны в 1946 году.Дом Рубенса. Фасад.

Хотя Дом Рубенса и не выделяется с фасада, но внутри перед посетителем открывается уютный и полный цветов внутренний дворик. Внутри самого дома реконструирована обстановка XVII века: мебель, изразцы на кухне, обои из позолоченной кожи, подсвечники. Открыты для посещения большая мастерская, кухня, столовая, две бывшие спальни, гостиная и другие комнаты, включая кунсткамеру Рубенса с его личной коллекцией произведений искусства. В комнатах висят около десятка картин Рубенса, среди которых его ранняя работа «Адам и Ева» (1600), «Благовещение» (1628) и «Автопортрет» (1622). Интересна серебряная посуда художника, его личные стул, на котором он восседал в дни собраний гильдии Св. Луки.

Дом Рубенса

Главное, что сохранилось со времен Рубенса почти в неизменном виде, — изящный портик в стиле итальянского барокко, соединяющий жилой дом и мастерскую. Как и фасад мастерской со стороны двора, портик спроектирован самим художником. Он очень гордился этим сооружением и часто изображал его на картинах. Портик отреставрирован в соответствие с гравюрой 1684 г., на которой представлен дом Рубенса спустя 44 года после смерти его первого хозяина. Он увенчан выполненными для него в 1939 году бронзовыми фигурами Меркурия и Минервы и украшен овальными картушами с латинскими текстами, которые отражают интерес Рубенса к философии стоиков. Это две цитаты из «Сатир» римского поэта Ювенала (II в.н.э.): «Позволь богам решать, что нам подобает и что нам полезно. Им человек дороже, чем самому себе» и «Надо молиться, чтобы был в здоровом теле здоровый дух, чтобы душа была мужественной и свободной от страха смерти, и пусть не ведает она гнева и ничего не желает».

Дом Рубенса. Фигуры Меркурия и МинервыДом Рубенса

Сад воссоздан в 1977 году к 400-летию Рубенса, по его картине «Прогулка в саду», где он изобразил самого себя с женой и сыном в их собственном саду. Не только планировка сада, но и растения – в точности такие, как при первом владельце дома. Есть даже картофель: в XVII в. его еще не ели, а любовались его цветами. Подражая Рубенсу, картофель стали разводить в Антверпене и другие богатые горожане.

Дом Рубенса. СадДом Рубенса. СадДом Рубенса

Стоящий в глубине сада павильон – не реконструкция. Он, как и портик, сохранился со времен своего первого хозяина. Садовый павильон расположен на той же оси, что и портик и главные ворота, образуя перспективу, что было замечательной новаторской идеей самого художника.

Дом Рубенса. Павильон

Дом Рубенса – самый популярный музей Антверпена. Он принимает около 200 тысяч посетителей в год. В современном павильоне напротив входа – кассы музея, гардероб, магазин книг и сувениров. Эта стеклянная конструкция до сих пор вызывает споры. Она частично загородила фасад здания и «испортила» не одну фотографию. При этом она дала возможность посетителям входить в дом через парадную дверь – так, как и было задумано художником. Кроме того, вплоть до 1960-х годов перед зданием пролегала узкая улочка (теперь там площадь Wapper), так что посмотреть на дом издали и охватить его взглядом целиком было невозможно. К тому же для самого Рубенса неброский внешний фасад его жилья и мастерской был не столь важен. Сильные впечатления, театральный, в духе барокко, эффект поджидали посетителя не со стороны улицы, а со стороны двора и сада.

Дом РубенсаДом РубенсаДом РубенсаДом РубенсаДом РубенсаДом РубенсаДом Рубенса

При подготовке статьи использовались материалы из книги: Ронин В. Прогулки по Антверпену. Историко-культурный путеводитель. Антверпен. 2009.

Эта запись опубликована в рубриках: Бельгия. Метки записи: , , , , , . Постоянная ссылка.