Музей археологических раскопок Гланум.

Есть во французском Провансе маленький городок – Сен-Реми-де-Прованс. Известен он лишь как место рождения предсказателя Нострадамуса и место смерти художника ван Гога (бедняга скончался в местной больнице после обильной кровопотери).

И оставаться бы этому месту сиюминутной точкой остановки для туристов, если бы не другой город, о существовании которого никто не подозревал в течение 17-ти столетий!

Речь идет об античном городе Гланум, раскопки которого находятся на окраине современного Сен-Реми-де-Прованса. Являясь важным региональным центром в римскую эпоху, город был разрушен и забыт вместе с нашествием варваров. Только начавшиеся в XIX в. раскопки открыли миру застывший в камне быт живших здесь галло-римлян. Теперь здесь находится замечательный археологический музей под открытым небом, посетить который обязан не только всякий любитель античности, но и просто небезразличный к истории и культуре человек.

Первыми в этих местах появились финикийцы. В VI в. они основали здесь санктуарий (святилище) в окрестностях протекавшего здесь источника. Сформировавшийся вокруг него водяной культ был позаимствован сменившими финикийцев кельтами. Они верили, что в источнике, вода которого признавалась целебной, обитает бог Глан со своими спутницами. Археологи находят множество глиняной посуды и монет, которые приносили кельты к источнику в качестве дара.

Гланум. Вид на город.

Ко II в. до н.э. усиливаются связи города с эллинский миром. Неудивительно – город имел крайне выгодной расположение на перекрестке дорог. Одна шла из Марселя в Авиньон, другая спускалась с Альп к Средиземному морю и в римское время стала известна под именем Домициановой дороги. Благодаря росту торговли, жители стремительно богатели, а сам город расширялся.

Гланум. Вид на город.

Эллинизацию Гланума сменяет его романизация после того, как римский полководец Гай Марий установил в 102 г. до. н.э. господство над территорией современного Прованса (римская провинция Нарбонская Галлия), победив племена кимвров и тевтонов при Аквах Секстиевых. Позднее, при императоре Августе город становится римской колонией. Тогда же происходит глубокая трансформация монументальной градостроительной планировки центральной части города. Появляются традиционные для римского города постройки: термы, ункториум (аналог современных салонов красоты), форум, канализационная сеть.

Гланум. Вдоль улиц.

Вместе с этим источник, служивший сакральным местом для финикийцев и кельтов, продолжал оставаться таковым и для римлян. Здесь они, поклонялись Аполлону, как богу физического совершенства.

Благополучию города положило конец его разграбление варварами в 270 г. н.э. Несмотря на то, что Римская империя смогла оправиться от нашествия (её окончательный закат произойдет через 200 лет), Гланум так и не вернулся к жизни.

Правда, определенный момент оживления город перенес в Средние века, при Каролингах, когда строилась Вилла Св. Ремигия, название которой затем трансформировалось в Сен-Реми. Согласно одной провансальской легенде в VI веке реймский епископ Ремигий прибыл в Гланум вместе с Хлодвигом I, королем франков, и здесь предпринял попытку изгнания злых духов из одной бесноватой девушки. Процедура закончилась печально – девушка умерла. Тогда отец Ремигий возвратил её к жизни, а ее отец, пораженный чудом, предложил епископу большой участок земли, включавший также и один из районов Гланума. Тем не менее, это не спасло город от увядания. Судьбу его на целые столетия решили аллювиальные отложения, сходившие лавинами с Провансальских Альп, которые медленно погребли под собой весь город.

Храм, посвященный культу императора

Первые раскопки носили случайный характер. В XVIII в. окрестные жители с немалым интересом взирали на найденный надгробный камень III в.н.э., посвященный некому Аэбуцию Агафону, казначею Гланума. Позже была найдена серебряная монета, на одной стороне которой был выгравирован бык, а на другой – богиня плодородия Деметра. Эти находки и послужили поводом для раскопок города, в существовании которого уже никто не сомневался. Археологические изыскания в этом месте продолжаются по сей день.

Святилище у источника

 

Так же в непосредственной близости от археологического комплекса расположены грандиозные античные арка и кенотаф.

Эта запись опубликована в рубриках: Франция. Метки записи: , . Постоянная ссылка.