Музей Марка Шагала в Ницце. Часть 1.

Музей Марка Шагала в НиццеПодобно самому Марку Шагалу, который стремился объехать весь мир и познать его многообразие, творчество этого художника представляет собой Вселенную, где персонажи путешествуют из картины в картину, оказываясь в самых разных обстоятельствах. Картины Шагала можно встретить в самых разных музеях Европы и Америки. Однако самая большая коллекция его работ находится в национальном музее Марка Шагала в Ницце.

Он был открыт еще при жизни художника в 1973 году. Основу коллекции составили картины цикла «Библейское послание» — 17 тематических полотен. Кроме того в неё вошли все подготовительные к этим полотнам эскизы, графика, работы, написанные маслом и гуашью, медные гравированные доски, гравюры на библейские сюжеты, скульптуры, литографии, вышивка – всего более трёхсот работ, объединенных религиозной тематикой. Вплоть до своей смерти в 1985 году Шагал принимал активное участие в пополнении коллекции, которое продолжается и теперь.

Творчество Марка Шагала нельзя назвать легким для понимания. Кроме особенностей художественного стиля, в его картинах присутствием множество религиозных и философских мотивов, аллюзий на собственный жизненный опыт.

И все же, давайте попробуем поразмышлять над сакраментальным вопросом «А что же он хотел этим сказать?» применительно к ряду работ Марка Шагала, представленных в Ницце.

Как мы уже выяснили, ядро музея составляет цикл «Библейское послание». Впервые он было выставлен в Лувре в 1966 году. После выставки Шагал передал эти картины в дар правительству Франции. Министр культуры Андре Мальдро, друг Марка Шагала, распорядился создать отдельный музейный комплекс для этих произведений.

Цикл наиболее полно отражает религиозную тему в живописи Шагала. Он вырос в набожной хасидской семье и очень близко переживал всю проблематику иудаизма. Еще до войны он работал над иллюстрациями к Библии, однако только после Второй мировой войны религиозная тема в его картинах получает полноценное развитие.

Работу над «Библейским посланием» Шагал начал в 1950-х во французском городке Ванс. Этим циклом он хотел вернуть к жизни закрытую часовню Чёток, до сих пор пустовавшую. Однако ближе к концу работы он склоняется к мысли, что получившиеся картины носят более общий гуманистический характер и дарит их французскому правительству.

Цикл состоит из двух частей. Двенадцать полотен иллюстрируют главы Библии «Бытие» и «Исход». На них Шагал проиллюстрировал библейские эпизоды, отражающие отношения Бога с человеком. Примечательно, что Шагал сам принимал решения о месторасположении картин в галерее, отказавшись от хронологического принципа в пользу формальных и религиозных соответствий.

Внимание посетителя, входящего в большой зал, сразу привлекает картина «Сотворение человека» – ключевой момент сотворения мира. Шагал планировал поместить её в алтаре часовни, поэтому в неё различаются два регистра: небесный и земной по аналогии с алтарными композициями. В нижней части картины ангел, несущий на руках Адама, поднимает из вод первичного океана, в глубине которого Шагал изобразил животных, так как они были созданы до человека. Крутящееся солнце вверху в своем вращении увлекает за собой еврейский народ и эпизоды библейской истории. Так, здесь можно увидеть распятие Христа. Причем для Шагала он не Мессия, как для христиан, а принесенный в жертву иудей.Сотворение человека

Справа от этой картины расположено полотно «Жертвоприношение Исаака», на которой изображен библейский эпизод попытки Авраама принести в жертву собственного сына. Как и на предыдущей картине здесь так же два регистра: небо с ангелами и собственно сцена с Авраамом и Исааком. Распределение больших цветовых пятен не соотносится с фигурами персонажей, которые лишь очерчены поверх цвета толстыми линиями. Ангел на небе символизирует появление божественного слова, прозрачен и обрисован по контуру на синем фоне. Справа изображены несчастья потомков Авраама, о которых художник часто напоминает, помещая на свои картины фигуры матерей с младенцами и сцены крестных страданий Христа, в живописи Шагала отсылающие к страданиям еврейского народа. В нижней части композиции Авраам и его сын условно окрашены пламенем холокоста. Общая мысль этой и предыдущей картины по Шагалу – подчинение человека Богу.Жертвоприношение Исаака

В глубине зала расположена картина «Ной и радуга». Через неё проходит условный овал, образованный пятнами: красным внизу, желтым слева и синим справа. Через них проходит белая линия – радуга. Её дуга пересекается с дугой тела спящего Ноя. Она символизирует первый Завет, скрепляющий союз между Богом и человеком. Желтый ангел, символ божественного Слова, подчеркивает чудесную природу радуги. Белизна радуги по замыслу Шагала отсылает к оптической теории цвета, согласно которой белый является суммой всех цветов. Ангел возвещает благословление, обещанное Заветом, и показывает сцены будущего счастья (в верху) и беды (внизу) евреев – как библейские, так и реальные, которые пришлось пережить в ходе истории.Ной и радуга

Продолжение следует…

В обзоре использованы материалы из книги: Паку-Рем Э. Национальный музей Марка Шагала, Ницца. Пер. с фр. Пименова К., Колесина В. Париж. 2011.

Эта запись опубликована в рубриках: Франция. Метки записи: . Постоянная ссылка.