Музей Марка Шагала в Ницце. Часть 2.

Музей Марка Шагала в Ницце.Продолжаем прогулку по национальному музею Марка Шагала в Ницце (первая часть здесь).

Зеленые тона «Ноя и радуги» сближают эту картину с зелено-синей Гаммой полотна «Рай». Оно задумывалось как диптих, представляющий сцену сотворения Евы слева и сцену искушения справа. Животные и странные существа смешанной природы кружатся вокруг человека в едином порыве блаженства. Сотворение Евы изображено с помощью метафоры облака, витающего над Адамом, которое символизирует божественное присутствие. Облако имеет форму кокона, из которого Ева выпархивает подобно бабочки из куколки. Справа прародители Адам и Ева, образующие одно целое в своих объятиях (на две фигуры Шагал оставил три ноги и две руки), готовятся вкусить запретный плод.

Рай

Схожую цветовую и эмоциональную гамму имеет картина «Изгнание Адама и Евы из рая». На нем изображен потревоженный изгнанием рай – взлетают птицы с козьими головами, другие птицы висят вниз головой, из реки выпрыгивают крылатые рыбы. Вверху в центре ангел, символизирующий божественный гнев, указывает Адаму и Еве путь изгнания, и они выходят из композиции справа, так же, как и во всех традиционных изображениях этой сцены. Они едут на красном петухе, символизирующем жизненную силу и плодовитость, и как будто улетают в будущее человечства. Столь оптимистическое понимание Шагалом первородного греха подтверждает фигура матери с ребенком в правом нижнем углу. В правом верхнем углу художник изобразил себя за работой, тем самым подчеркивая, что полотно отражает его собственное понимание истории человеческого рода.

Изгнание Адама и Евы из рая

В единую композицию, в соответствие с выбором Шагала, можно объединить полотна, представляющие «ночные» сцены из истории Иакова, выполненные в фиолетовых и ультрамариновых тонах. Это «» и «Сон Иакова».

Первая картина наполнена динамикой за счет пересекающихся диагоналей, образующих фигуры ангела и Иакова, который падает на колени, узнав своего противника. На полотне запечатлен конец поединка: ангел как будто благословляет Иакова, касаясь его лба. Сцена разворачивается высоко в небе над деревней, где художник изобразил свой родной дом в Витебске. Тем самым, Шагал переплетает свою собственную жизнь с историей еврейского народа. Вдоль правого края картины разворачиваются эпизоды из жизни патриарха: Иаков встречается с будущей женой Рахилью у колодца; Иосифа, сына Иакова, раздевают и бросают в колодец его собственные братья Справа внизу Иаков плачет над одеждой Иосифа, которого считает погибшим. Он нарисован в сгорбленной позе, которую Шагал обычно использует при изображении пророков, возвещающих евреям грядущие несчастья.

Борьба Иакова с ангелом

«Сон Иакова» является диптихом, так как две изображенные здесь картины отделены друг от друга и соприкасаются только на скате холма, на котором спит Иаков. В ночи, окрашенной в фиолетовые тона, Иаков видит во сне ангелов, которые поднимаются и спускаются по лестнице, символизируя его многочисленных потомков. Ангелы танцуют, как акробаты, вокруг лестницы, напоминая о цирке, который любил Шагал, и подчеркивая глубинное родство сакральных и мирских сюжетов. Полупрозрачная фигура ангела справа выделена белым – цветом божественного. Ангел несет зажженный подсвечник, освещающий синюю ночь, и являет собой полное надежды восхищение в ожидании вести от Бога.

Сон Иакова

Еще две картины цикла построены на явном противопоставлении между засушливыми золотисто-коричневыми оттенками пустыни («Моисей высекает воду из скалы») и водянисто-туманной атмосферой («Ноев ковчег»).

В первой картине присутствуют создаваемые цветными пятнами два визуальных пространства, в центре которых находятся Моисей и еврейский народ. Смещение линий рисунка относительно цветовой основы и преобладание темно-коричневых оттенков, слегка осветленных несколькими мазками жёлтого, подчеркивают трагическую судьбу Моисея, вынужденного принять на себя гнев евреев. Божественное присутствие, проявляющее себя ярким светом на заднем плане, позволяет Моисею совершить чудо и высечь из скалы воду, которая обильно льется к ликующей толпе.

Моисей высекает воду из скалы

Вторая картина — «Ноев ковчег» примечательна тем, что впервые отобразила ковчег изнутри, а не снаружи. Воды потопа как будто заливают всю картину, создавая влажную, насыщенную парами атмосферу, а ковчег становится лоном, из которого во второй раз рождается человечество. Вразрез с текстом Ветхого Завета художник помещает в ковчег множество людей. Женские фигуры с младенцами, в том числе мать с ребенком, раскинувшим крестообразно руки, вероятно, отсылают к истории Христа и символизируют будущие несчастья евреев. Круглая конструкция вокруг окна, сквозь которое льется божественный свет, создает эффект глубины.

Ноев ковчег

Другие картины цикла не имеют тематической «пары» и рассматриваются отдельно.

Отличительная черта композиции картины «Авраам и три ангела» — взаимодействие горизонтальной линии скамьи на переднем плане и ритма повторящихся вертикалей. Яркий красный на заднем плане, цвет жизни и любви, местами проходящий в темное золото икон, оттеняет белизну крыльев трех ангелов, которые напоминают картину «Троица» Андрея Рублева. Фигуры Авраама и Сары, оттесненные в левую часть картины под густой, как лес, Мамврийский дуб, как будто застыли в изумлении, услышав весть о будущем рождении у них сына, несмотря на их преклонный возраст. В правой верхней части картины Шагал поместил следующий по порядку эпизод Библии – ангелы сообщают Аврааму о разрушении Содома и Гоморры.

Авраам и три ангела

Картина «Моисей и неопалимая купина» напоминает барельефные фризы в соборах, представляющие какую-либо историю в виде череды последовательных сцен. Картина читается справа налево, как текст на иврите. Справа Моисей в стране Мадинской на Синае падает на колени перед горящим, но не сгорающим кустом. Ангел, парящий в центре цветного круга, возвещает Моисею божественную миссию – вывести евреев из Египта. Слева изображен переход через Красное море. Еврейский народ следует за Моисеем плотным шлейфом, что напоминает средневековые изображения Богоматери сострадания, укрывающей многочисленных верующих в складках своих одежд. Волна, указывающая также на божественное присутствие, смыкается за евреями и защищает их от войска фараона, гнев которого подчеркивается красными тонами и иступленными движениями персонажей. Художник неоднократно рисовал этот сюжет, представленный здесь в наиболее сжатой форме и служащей прекрасной иллюстрацией «метафоры в живописи», изобретение которой Андре Бретон приписывал именно Шагалу.

Моисей и неопалимая купина

Полотно «Моисей получает скрижали Завета» подобна картинам эпохи барокко и композиционно строится на двойной диагонали, представляя собой последний эпизод и яркую кульминацию цикла «Библейское послание». Не переднем плане Моисей поднимается к скрижалям, дарованным Богом, который в соответствие  библейским текстом изображен в виде двух рук, показывающихся из облака. Вторая диагональ образована контуром горы, на которой находится Моисей, и разграничивает несколько сцен. В правой нижней части картины располагаются библейские патриархи и пророки – Аарон в облачении первосвященника, Давид и Иеремия. Справа вверху, рядом с Богом, можно увидеть группу спасающихся бегством евреев. В левой части композиции одна часть евреев ждёт Моисея, а другая отвернулась от него и поклоняется Золотому Тельцу. Наверху в небе пара влюбленных и контуры изб отсылают к эпизодам жизни самого Шагала, который связывает свою частную судьбу с судьбой еврейского народа.

Моисей получает скрижали Завета

К сожалению, фотографий с картинами второй части цикла у меня нет. Так уж получилось. Поэтому, давайте пойдем дальше и посмотрим, что еще интересного можно увидеть в Музее Шагала в Ницце.

В музее есть небольшой концертный зал. В нём для посетителей демонстрируют документальный фильм о художнике. Фильм небольшой, на французском языке, но есть версия с английскими субтитрами. На входе в зал висит расписание показов, ориентируйтесь на него.

Концертный зал украшен витражами, иллюстрирующими семь дней сотворения мира. Витражи читаются слева направо, от более широкого окна к более узкому. Постепенное сужение витражей символически отсылает к длительности каждого из этапов творения. Абстрактность объясняется как общей стилистической тенденцией в витражном искусстве 1970-х, так и самим сюжетом: вначале царит хаос, а под конец, на седьмой день, Бог отдыхает, творение завершено. Хотя витражи были созданы для концертного зала, религиозный сюжет, выбранный Шагалом, неудивителен, ведь изначально музей задумывался как хранилище коллекции «Библейское послание»

Музей Марка Шагала в Ницце.Музей Марка Шагала в Ницце.

Из одного из залов музея открывается вид на мозаичное панно, расположенное снаружи. Оно изображает восхождение на небеса пророка Илии на глазах у своего ученика Елисея. Основной акцент делается на округлые формы, начиная от мелких деталей (колёса колесницы пророка) и сферического абриса вокруг центрального персонажа, вплоть до периферийного овала, в котором сгруппированы изображения знаков зодиака. Выбор сюжета, соотносящегося с первоначальной библейской тематикой музея, свидетельствует о синкретизме в подходе Шагала. Действительно, художника вдохновила здесь древнеримская мозаика с её изображением знаков зодиака, обрамляющих солнечную колесницу, которую Шагал заменил на колесницу пророка Илии, объединив две средиземноморские традиции. Панно было создано, когда Шагалу было более восьмидесяти лет. Его выложил мозаист Лино Мелано под руководством самого Шагала. Фон панно выложен небольшими мозаичными кубиками из камня неяркой расцветки, а цветные элементы – из декоративного стекла.

Музей Марка Шагала в Ницце.

Кроме «Библейского цикла» в музее представлены и другие картины Шагала из разных периодов его творчества.

Музей Марка Шагала в Ницце.Музей Марка Шагала в Ницце.Музей Марка Шагала в Ницце.Музей Марка Шагала в Ницце.Музей Марка Шагала в Ницце.Музей Марка Шагала в Ницце.

Полезная информация

1. Официальная страница музея с ценами на билеты и режимом работы.

2. Витражи Марка Шагала можно увидеть в Мецском соборе

В обзоре использованы материалы из книги: Паку-Рем Э. Национальный музей Марка Шагала, Ницца. Пер. с фр. Пименова К., Колесина В. Париж. 2011.

Эта запись опубликована в рубриках: Франция. Метки записи: . Постоянная ссылка.