Собор святого Трофима в Арле

Собор святого Трофима в АрлеИз статьи про античную Арену города Арль Вы наверняка помните, что этот город был значимым центром Римской империи. На её закате в V в.н. здесь еще проводились гладиаторские бои, а последний император, обладавший мышлением государственного деятеля, Майориан, пытался справиться с варварскими вождями.

Увы, ему это не удалось. Рим пал. Но Арль не потерял своего значения в качестве крупного регионального центра средневековой Европы. Это произошло не только благодаря его удачному географическому положению, но и вследствие того, что Арль был выбран местом для резиденции примаса (высшего должностного церковного лица на определенной территории) Галлии еще в 417 г.

За назначением последовало, хотя и не сразу, строительство первого христианского культового сооружения – базилики св. Стефана, проводившееся в 430-449 гг. До сегодняшнего дня она не сохранилась – была разрушена в VIII в. в ходе нашествий сарацинов, данов и норманов. В IX в. базилику построили вновь, а в 972 г. сюда были перенесены останки св. Трофима, первого епископа Арля.

В 1100-1150 гг. на месте базилики была построена романская церковь. В 1160-1180 перед входом в собор появился портал – одно из главных его украшений. В 1454-1517 гг. произошло расширение собор за счет строительства готических хоров. Эпоха Ренессанса так же оставила свой след во время перестройки собора в 1695 г.

Давайте же подойдем к собору поближе и расшифруем цепочку символов, заложенную в его конструкции.

Портал

Портал главного фасада собора был создан в XII в. по подобию античной триумфальной арки.

Собор святого Трофима в Арле. Портал.

Он выполняет две задачи:

  1. Обеспечивает поступательный путь от города к внутреннему священному пространству.
  2. Служит цели донести символическое «послание» для всякого входящего и выходящего из собора. Оно выполнено в камне и доступен даже для тех, кто не умеет читать, а таковых в XII в было большинство.

Само «послание» незамысловато и обращается к библейской истории. Бог осуществляет вмешательство в ход истории через своего сына. Каждый человек вовлечен в борьбу против зла за справедливость и мир. Когда история подойдет к концу, во время Страшного Суда, у каждого будет шанс спастись в соответствии с его участием в этой борьбе. Именно картину Страшного суда и изображает портал собора.

На верху, в тимпануме располагается Иисус Христос. Его правая рука поднята, а сам он окружен символическими изображениями евангелистов: львом (Марк), ангелом (Матвей), орлом (Иоанн), быком (Лука). Каждый из них держит книгу, а Иоанн – листок пергамента, аллюзию на его «Апокалепсис».

Над Иисусом находятся три ангела, возвещающие о воскрешении и Страшном Суде. Они расположены в середине воинства святых духов. Под Иисусом изображены 12 апостолов, также с книгами в руках, принимающим участие в Страшном Суде.

С левой стороны фриза – движущаяся процессия богоизбранных, облаченных в одежды. Их души покоятся в объятиях Авраама, Исаака и Иакова. На правой стороне фриза – обнаженные проклятые, почти погруженные в огонь и направляющиеся в Ад.

Скульптуры на капителях колонн изображают различные религиозные сюжеты: Благовещение Марии, рождение Иисуса, поклонение волхвов и др. Десять полноразмерных статуй изображают слева направо апостолов Варфоломея, Иакова Зеведеева, св. Трофима – первого епископа Арля, по преданию получившего свою митру от двух ангелов, апостолов Иоанна и Петра. С правой стороны от двери находятся скульптуры апостолов Павла и Андрея, Стефана Первомученника, чью душу забирают с собой ангелы (он был забит камнями в 36 г. н.э.), апостолов Иакова Алфеева и Филиппа. Сами колонны выполнены из черного мрамора. Фигура апостола Павла дополнена пергаментом, который подчеркивает единство между Ветхим и Новым Заветом.

Собор святого Трофима в Арле. Портал.

В низу колонн изображены сцены людской борьбы против зла, среди которых, например, Самсон, разрывающий пасть льва, но сам соблазненный Далилой. В иконографии Арля лев олицетворяет грех и силы зла.

Обе стороны портала обращаются к теме Страшного Суда. На левой стороне Св. Михаил взвешивает души людей, а на правой находятся демоны Ада.

Интерьер

Итак, пройдя через портал, осмотримся внутри собора. Первое, что бросается в глаза – эклектичное сочетание романских, готических и ренессансных архитектурных элементов. Длинна романского нефа увеличена за счет готических хоров. Высота цилиндрического свода – 20 м.

Собор святого Трофима в Арле.

Интересно взглянуть на саркофаги внутри собора, относящиеся к раннехристианской эпохи (IV-V в.н.э.).

Собор святого Трофима в Арле.

Выразительны и другие традиционные для христианского собора элементы: главный алтарь, кафедра епископа, которая напоминает о том, что до Великой Французской революции здесь располагалась старейшая епископская резиденция во Франции.

Собор святого Трофима в Арле. Алтарь

Присутствуют и картины на религиозную тематику.

Собор святого Трофима в Арле.

Главное впечатление, которое производит Собор св. Трофима в Арле, это весьма своеобразна, но, тем не менее, гармоничная эклектичность. В нем легко угадываются аскетичная раннесредневековая базилика, тянущийся к небу готический собор, пышный храм эпохи Ренессанса. При этом не возникает чувства противоречия. Кажется, что вся история города существует здесь одновременно. Это то, что стоит увидеть.

Собор святого Трофима в Арле.Собор святого Трофима в Арле. Собор святого Трофима в Арле.Собор святого Трофима в Арле. Собор святого Трофима в Арле. Собор святого Трофима в Арле. Собор святого Трофима в Арле.

Эта запись опубликована в рубриках: Франция. Метки записи: . Постоянная ссылка.