Страсбургский собор: возвышенная красота. Часть 1.

Здесь возвышенное соединилось с красотой.
Иоганн фон Гёте о Страсбургском соборе.

Страсбургский соборГород Страсбург считается столицей объединенной Европы. Располагаясь на некогда спорной территории Эльзаса (спорили немцы и французы), он вобрал в себя все характерный черты культурной жизни Франции и Германии. Архитектурный облик города эклектичен: типично французские домики соседствуют с вахверковой архитектурой. Франко-германский культурный дуализм вобрала в себя и центральная постройка в городе – величественный собор Нотр-Дам, более известный у нас как Страсбургский собор.

Собор построен на самой высокой точке города, на месте, где еще в VIII в.н.э. располагалась романская базилика. Строительство собора заняло без малого четыре столетия. Его восточная часть несет на себе существенный отпечаток романского духа: каменной кладке придается гораздо большее значение, чем пропускающим свет окнам. Около 1225 г. в капелле св. Иоанна и на южном портале появляются первые готические элементы, заимствованные из французской традиции. В XIII в. цеховые мастерские каменщиков, скульпторов и зодчих, силами которых возводился храм, переходят в ведение города; эта уникальная организация существует до сих пор в виде Фонда собора, отвечающего за его сохранность и подчиняющегося обществу охраны исторических памятников. Около 1240 г. мастера приступили к строительству нового корабля храма. Оно велось традиционно: с востока на запад. Изменение расстояния между колоннами позволило вторично использовать фундамент романской базилики.

Еще при епископе Конраде Лихтенберге в 1227 г. началось возведение фасада, которым сначала руководил мастер Эрвин из Штейнбаха. Было сделано несколько проектов, и все они предусматривали создание узорной каменной решетки, свободно стоящей между порталами и стенами, чья красота особенно выгодно выступала бы в лучах вечернего солнца. В начале (с 1277 по 1360 гг.) зодчие собора ориентировались на двубашенные французские храмы, но позже ( с 1373 по 1390 гг.) замысел изменился, и последовало строительство колокольни, соединившей две уже стоящие башни. Так появился массивные фасад прямоугольной формы, который впоследствии опять-таки был преображен; возведение северной башни было начато в 1399 г. Ульрихом фон Энзингеном и закончено уже кёльнским зодчим Иоганнесом Хюльтцем, увенчавшем её ажурным шпилем. Страсбургский собор принадлежит к однобашенным сооружениям, таким как Фрайбургский или Таннский соборы. Правда, в конце XV в. Ганс Хаммер и в 1665 г. Иоганн Георг Хеклер предлагали свои проекты второй башни, но эти инициативы окончились ничем, так же как и последняя попытка, предпринятая в конце XIX в.

Со временем были пристроены Екатерининская капелла, капелла и портал Св. Лаврентия. На примере соборной архитектуры можно хорошо проследить развитие от романского к готическому стилю, равно как и выявить черты французского и немецкого зодчества, гармонично соседствующие в скульптуре и – хотя в меньшей степени – живописных средневековых витражах.

Внешний вид собора

Уже на подходе к собору отчетливо виден вектор его строительства –  как уже было сказано, с востока на запад. Справа налево тянется хор, часть которого скрыта лицеем Фюстеля, затем следует средокрестие с неороманским куполом, южный портал (1220-25 гг.), продольный неф (1240-1275 гг.) и в завершении величественный западный фасад (1277-1439 гг.).

Страсбургский собор

В южной части трансепта и на южном портале ясно выделяются элементы зрелого романского стиля и ранней готики. С запада к нему примыкает Екатерининская капелла, напоминающая драгоценный ларец с огромными окнами. Далее следует главный и боковой нефы, соединенный рядом аркбутанов. Иоганн Лоренц Гётц окружил продольный неф неоготической галереей (1772-1778 гг.), под которой прежде укрывались различные мелкие лавочки.

Западный фасад поднимается до платформы. С севера её венчает башня высотой 142 м., до середины XIX в. считавшаяся самой высокой во всем христианском мире.

Южный портал.

С правой стороны портала есть надпись, сделанная еще на старонемецком, которая предписывает максимально разрешенную в Страсбурге величину консолей (выступ здания, начиная с первого этажа). Южный портал украшен высокохудожественной скульптурой, лучшими образцами ранней готики. Две женские фигуры: одна – с короной на голове – держит в руках распятие и чашу и смотрит на другую, что стоит справа. Она, в свою очередь, с повязкой на глазах и сломанным копьем – и роняет на земли скрижали моисеева Завета. Это аллегорические изображения Церкви и Синагоги, олицетворяющие Новый и Старый заветы (оригиналы статую хранятся в Музее собора). Взор Церкви обращен к «слепой» Синагоге, в движениях которой угадывается как бы встречный порыв и готовность довериться победительнице. Статуи являются  выражением надежд теологов того времени, связываемых с обращением евреев. Обе розетки украшены библейскими мотивами.

Страсбургский собор. Южный портал.На тимпанах изображены сцены «Успение Пресвятой Богородицы» (слева) и «Увенчания славой Христовой» (справа). В «Успении» Мария возлежит на смертном одре. В центре – Иисус, несущий маленькую фигурку, душу Богородицы, которая после кончины вознесется на небо. Благодаря надписи «Свобода. Равенство. Братство», выведенной внизу, в эпоху Французской революции портал чудом уцелел от уничтожения. Все фигуры отличает изысканная пластика, которая нашла отражение и в передаче малейших деталей одежды. Язык жестов выдержан в лучших античных традициях. Лица исполнены достоинства и спокойствия. Этот стиль датируется приблизительно 1225 г.

Южный портал Страсбургского собора. Успение Марии.

В давние времена на площади перед порталом свершались судилища, и присутствие в простенке статуи Царя Соломона (XIX в.), мудрого судьи из Ветхого завета, не случайно. Две другие скульптуры выполнены в XIX в. Филиппом Грассом в память о главном зодчем собора Эрвине фон Штейнбахе, чья могила находится внутри храма, и его дочери Сабине, которой приписывают авторство скульптурных композиций южного портала.

Южный трансепт

В том же стиле, что и южный портал выполнена колонна Ангелов. На первом уровне – четыре евангелиста и их символы (ангел для Матфея, телец для Луки, орел для Иоанна и Лев для Марка), над ними – трудящие херувимы. Жесты Христа-Вседержителя, восседающего над всеми, исполнены таинственности, у ног его – воскресшие праведники. Иисус окружен англеами, несущими терновый венец; крест; бич; гвозди – знаки тернистого пути. Вся композиция была призвана вдохновлять тех, кто от имени епископа вершил здесь правосудие; чин надлежало исправлять исключительно в духе Евангелия, памятуя о Христе и его жертве, а также грядущем Страшном суде. Ту же смысловую окраску несет и гигантская фигура св. Христофора на одном из витражей, ведь именно его молили верующие защитить от внезапной кончины.

Страсбургский собор. Колонна Ангелов.

Статуи, сделанные из того же песчаника, что и колонны, выглядят как живые. И эта динамика и экспрессия подтверждают великий гений мастера. Правда, скульптурные изображения, подражавшие античным образцам, уже использовались в интерьерах Шартрского и Сенского соборов, но там они еще довольно скованны и статичны. Страсбургский ваятель – первый, кто «пренебрег» колонной, то есть чисто архитектурным замыслом. Раскрасив фигуры яркими красками, он вдохнул в них жизнь и придал необычайную глубину содержания.

Существует легенда о человеке, который высказал свое недоверие скульптору и дал понять, что ждет не дождется, когда же колонна Ангелов рассыплется в прах. В наказание мастер якобы изваял бюст скептика, опирающегося на локти, и на веки вечные заставил смотреть на колонну. Его можно и сегодня увидеть на балюстраде.

Астрономические часы

Астрономические часы – одна из главных достопримечательностей собора – созданы в XVI в. Конрадом Дасиподиусом и братьями Хабрехтами из Шафхаузена, а в 1838-42 гг. полностью реконструированы Жан-Батистом Швильге. Перед часами расположен небесный глобус. В нижней части находится циферблат с несколькими стрелками, показывающими текущее время, лунную фазу, а также время восхода и захода солнца. Фигура Аполлона «следит» за днями недели. Встроенный церковный календарь определяет дату переходящих праздников. Над ним каждый день проезжает колесница: по воскресеньям ей правит Аполлон, по понедельникам – Луна, по вторникам – Марс, по средам – Меркурий, по четвергам – Юпитер, по пятницам – Венера, а по субботам – Сатурн.

Страсбургский собор. Астрономические часы.

Циферблат на выступе цоколя оснащен двумя парами стрелок, одна показывает среднеевропейское время, другая – астрономическое с разницей в полчаса. Над большим циферблатом с изображением солнечной системы расположен лунный глобус, который поворачивается сообразно лунным фазам. На первой верхней галерее перед образом вооруженной косой Смерти каждый четверть часа проплывают четыре фигурки, символизирующие четыре возраста человеческой жизни. Ангел (внизу) переворачивает песочные часы, а его оппонент отбивает первый удар каждой четверти. В астрономический полдень (около 12:30) мимо восседающего на троне Христа в верхней галерее проходят 12 апостолов, вместе с тем механический петух слева бьет крыльями и трижды кукарекает, напоминая об отречении Петра. Над портретом Швильге висит портрет Коперника, принадлежащий кисти Тобиаса Штиммера.

Стрельчатый свод в этой части нефа подчеркнуто выражает разрыв с романской традицией в пользу готики.

Хоры

Хоры захватывают часть средокрестия и продольного нефа, что обусловлено использованием старого фундамента романской крипты, расположенной под ним. Стены хор украшены редкими витражами: в центре обращает на себя внимание Пресвятая Богородица с распростертыми руками, покровительница собора и города. Это творение Макса Ингранда подарен храму Советом Европы. Массивную каменную кладку хор обеспечивают готические декоративные аркады. В период реконструкции в XIX в. появились различные украшения в виде фресок работы Густава Клотца. Современные сидения установлены в 2004 г.

Страсбургский собор.

Северная часть трансепта

В северной части трансепта возвышается скромная романская колонна, которая является своеобразной антитезой колонне Ангелов. В одной из ниш можно увидеть декоративную купель работы Иодокуса Дотцингера.

В капелле св. Иоанна, построенной в стиле ранней готики, сохранились два художественных шедевра: первая, так называемая эпитафия Конраду фон Бузангу, изображает круглощекого каноника, с которым общается улыбающийся Иисус. Скульптору Герхарту фон Лейдену удалось в 1464 г. создать поистине реалистическое произведение, что видно по манере исполнения и обращению с материалом. Лейден является автором и других выдающихся работ, выставленных в музее собора.

Другое произведение искусства – надгробный памятник епископу Конраду Лихтенбергскому – находится у задней стены. Архитектурный декор памятника датирован началом XIV в. и повторяет фасад.

Продолжение следует…

В статье использованы материалы из книги: Фукс М. Собор Нотр-Дам. Страсбург. Регенсбург. 2010., пер. с нем. Кацура А.

Эта запись опубликована в рубриках: Франция. Метки записи: , , , , , . Постоянная ссылка.