Страсбургский собор: возвышенная красота. Часть 2.

Страсбургский соборЦентральный неф, обрамленный двумя боковыми, по сравнению с другими готическими постройками необычайно просторен, поскольку собор стоит на фундаменте ранней базилики XI в.

Ширина нефа – 36 м, высота – 32 м. Большие аркады, трифорий и верхние световые проемы – отличительные признаки традиционного готического храма. «Молодые колонны, обвивающие монументальные «старые», несут в себе особую функцию, независимо от того, подводятся ли они напрямик к основанию свода, сливаются ли с арками, разделяющими отдельные травеи или же обрамляют верхние окна: чистота и ясность линий готической архитектуры достигают здесь предельного совершенства. Паруса трифория в первых трех пролетах обильно украшены каменной скульптурой и сильно контрастируют с западной частью, которая выглядит гораздо скромнее – еще одно свидетельство того, что собор строился в разные эпохи.

В XIX в. последовала новая расстановка витражей, и сейчас в северном боковом нефе находятся «Царские окна» (XIII в.). Витражи южного бокового нефа рисуют различные эпизоды из жизни Христа (XIV в.), а световые проемы центрального нефа – святых и предков спасителя.

Кафедра выполнена Гансом Хаммером специально для Гейлера фон Кайзерсберга, знаменитого проповедника, который выступал в соборе с 1478 по 1510 гг. На кафедре запечатлены Распятие Иисуса, Пресвятая Дева Мария, Св. Иоанн, апостолы и – чуть меньшего размера – ангелы, несущие орудия пытки.

Среднюю опору украшают фигуры Св. Иоанна Крестителя, Св. Екатерины (с колесом), Мадонны с Младенцем и Св. Барбары, а нижнюю часть – символические изображения евангелистов и пасхальный ягненок. Внешние колонны украшены алебастровыми статуями XVIII в.: евангелистов, отцов церкви и ветхозаветных персонажей (сверху вниз). Под колонной, подпирающей цоколь лестницы, можно увидеть еще одну скульптурную композицию: возлежащего на циновке св. Алексия и служанку, которая обливает старца грязной водой. Этот святой, глубоко почитаемый в Кайзерсберге, отрекся от брака и прожил всю жизнь в нужде и бедности. Когда Алексий возвратился в родительский дом, его приняли за чужака и отвели место под лестницей, а когда он умер, домашние узнали в нем сына хозяина. При входе на кафедру стоит маленький пес, призывающий соблюдать слово Божье. Черепаха на средней колонне олицетворяет все зло, которое сокрушают речи проповедника.

На этой же стороне центрального нефа у подножия второй колонны обращает на себя внимание  маленькая фигура, «держащая собор на своих плечах». Это современный портрет архитектора Чарльза Пьера, который в начале ХХ в. принимал участие в обновлении фундамента башни.

Орган.

По бокам пандатива (XIV в.), украшающего нижнюю часть органа, находятся статуи герольдов, а в середине – Самсон, разрывающий пасть льва. Раньше эти фигуры приводились в движение с консоли органа. Инструмент был изготовлен мастером Андреасом Зильберманном и не раз реконструировался. Последний раз реконструкция проводилась в 1981 г. Альвредом Керном.

Орган Страсбургского собора

Капелла св. Лаврентия в северной части трансепта возводилась по проекту Ганса Хаммера, но строительство довел до конца уже Бернхард Нонненмахер. Витражи прежде украшали доминиканский монастырь, который во время немецко-французской войны 1870 г. подвергся осаде и был разрушен. Алтарь начала XVIII в. является коллективным творением французских мастеров. Работа их рассматривалась как своеобразное испытание, которое, согласно уставу Страсбургской гильдии, следовало пройти каждому, кто желал стать ее полноправным членом. Скульпторы создали настоящий шедевр и были приняты в профессиональный союз.

На южной стороне перед Екатерининской капеллой, возведенной мастером Герлахом около 1340 г. по указу епископа Бертольди фон Бухека, находятся прекрасные скульптуры конца XIV в., чьи одеяния, отличавшиеся необычным металлическим блеском, поражают легкостью и изяществом. Каменную архитектуру капеллы дополняет белое стекло над витражами. Свод перестроен в 1542 г. Бернхардом Нонненмахером.

Центральный неф залит светом, который пропускает гигантское окно-роза диаметром 12,5 м. – жемчужина западного фасада, датирующаяся приблизительно 1318 г. С другой стороны фасад украшен стрельчатыми арками и маленьким глухим окном.

В своде притвора находятся огромные фонари, через которые раньше доставлялись на верхние ярусы строительные материалы и колокола.

Западный фасад

Главный фасад собора отличается большим своеобразием: его каменная кладка словно обтянута ажурной сетью из свободно стоящих колонок и аркатур, похожих на струны арфы. Эрвин фон Штейнбах претворил в жизнь один из проектов и довел фасад до уровня окна-розы. Далее идет скульптурная галерея херувимов, над которой возвышается фигура воскресшего Христа. На третьем ярусе первоначально были воздвигнуты две боковые башни, напоминавшие башни собора Парижской Богоматери. В 1283 г. главным архитектором собора стал Михаэль фон Фрейбург, который предложил совершенно новую концепцию. Так, между обеими башнями появилась звонница с 10 колоколами. С 1399 г. до 1419 г. строительство продолжил Ульрих фон Энзинген и довел башню до основания восьмигранного шпиля; а его возведение завершил уже Иоганнес Хюльтц в 1439 г.

Западный фасад Страсбургского собора

Порталы фасада пышно украшены скульптурой, которая создана в большинстве своем в XIX в. по образцам более ранней, уничтоженной во времена Французской революции. На южном боковом портале запечатлен Искуситель, а также Девы мудрые и неразумные. Искуситель – красивый молодой человек с короной на голове протягивает девушке яблоко, плод соблазна. Черепахи и змеи за его спиной олицетворяют Зло. Напротив стоят мудрые девы с серьезными лицами и держат наготове светильники; жених приглашает девушек следовать за ним. Композиция виртуозно передает удивительную игру взглядов, просчитанную с предельной точностью: неразумные девы явно обижены и смотрят в сторону, в то время как жених и мудрый участливо обращаются к тому, кто входит в собор.

Страсбургский собор

Радушно встречают и провожают верующих пророки на среднем портале. Добродетели и павшие под их копьями Пороки, составляющие скульптурную группу северного бокового портала, также ловят взгляды прохожих.

Тимпаны западного портала рассказывают о жизни Иисуса Христа: северный посвящен детству Христа, темой среднего являются Тайная Вечеря, Распятие и Воскресение, а тимпан южного бокового портала, связанного с мотивом Соблазнителя, разворачивает перед нами картины Страшного суда. Сюжетные сцены тимпанов органично дополняют скульпурную иконографию порталов: Явление Христа, сулящее исцеление тем, кто одержит победу над грехом; страсти Христовы, предсказанные пророками; ожидание Страшного суда; притча о мудрых и неразумных девах, календарь годовых работ и знаки зодиака.

Страсбургский собор

Северная сторона собора являет пример совсем иной архитектуры: возведенный в 1494-1505 гг. портал св. Лаврентия выдержан в новых традициях. Если западный фасад отличает ясность линий, то на северной стороне кладка собирается в своеобразный балдахин под тимпаном. На одной половине портала изображены сцены из «Поклонения волхвов» и «Пресвятая дева с Младенцем», на другой – св. Лаврентий и другие благочестивые мужья. Их одеяния как будто сотканы из очень плотного материала и ниспадают тяжелыми складками, отбрасывающими каскады теней. Три Царя смотрят в разные стороны и, похоже, совсем не замечают Богородицу и Младенца. Стоящий дальше всех приветствует тех, кто идет со стороны Рю-де-Фрер, «темнокожий» — тех, кто еще недавно гулял по Рю-дю-Дом. Цари приветствуют каждого, независимо от того, какими путями пришел он на соборную площадь. Тоже относится и к «старцу с бородой»: пока он открывает крышку сосуда и протягивает дар Младенцу, взгляд его блуждает совсем в другом месте. Три волхва означают три периода человеческой жизни, а также три континента, известных на то время (слуга «темнокожего» указывает, возможно, на открытие Америки). Такое изображение полностью укладывается в традиционный средневековый канон. Главное художественное достижение мастера не в этом, а в виртуозной игре взглядов, благодаря которой это христианское послание наделяется качественно новым содержанием.

Страсбургский собор

Иконография собора подчинена единому замыслу. Порталы поперечного нефа живописуют Житие Пресвятой Богоматери (Поклонение волхвов, Успение и Венчание). В северной части расположена капелла св. Лаврения, покровителя собора. Главными «действующими лицами» на юге являются царь Соломон и колонна ангелов: убранство южного трансепта, как внутри так и снаружи, посвящено теме Страшного суда.

Западный фасад передает сцены из земной жизни Христа, призывая христиан следовать добродетели и библейским заповедям, чтобы приготовиться к последнему часу и смиренно ожидать воскрешения из мертвых. Скульптурные образы, украшающие собор от главного портала до колокольни, подчеркивают тесную связь между Старым и Новым заветами, причем первый выступает в роли провозвестника второго.

Страсбургский собор

Скульптурный ансамбль собора есть яркая картина развития стилей. Для статуй южного опртала характерны четкость линий и ясность форм, простые одежды и отстраненный взгляд. На западном фасаде, напротив, бушуют настоящие страсти: на лицах читаются радость, обида и злость, там пристально следят за верующими и буквально кладут глаз на каждого, кто входит в храм или покидает его. Скульптуры облечены в мягкие пышные одеяния, стоят прямо или слегка наклонившись. Статуи на портале Св. Лаврентия целиком поглощены происходящим вокруг и являются полноправными участниками жизни.

В убранстве собора читается история искусств, прослеживается изменение восприятия и техники изображения святых, которые на закате Средневековья «сходят со своих пьедесталов» и обращаются к верующим.

Строительство Страсбургского собора охватывает такой период времени, который позволяет хорошо проследить переход от романского зодчества к зрелой готике. На примере скульптурной и витражной программ собор знакомит с библейскими сказаниями, житиями святых и христианской символикой. Как и большинство церквей страсбургский Нотр-Дам возводился с востока на запад; хор на восточной половине храма посвящен Воскресению Христа; западный фасад, особенно прекрасный во время заката, служит напоминанием о смерти, а значит, Христовых страстях и Страшном суде.

Страсбургский соборВ статье использованы материалы из книги: Фукс М. Собор Нотр-Дам. Страсбург. Регенсбург. 2010., пер. с нем. Кацура А.

К первой части

Эта запись опубликована в рубриках: Франция. Метки записи: , , , , , . Постоянная ссылка.