Версаль — дом «короля-солнца». Часть 1.

ВерсальПри посещении европейских королевских резиденций часто можно услышать: «Это немецкий/австрийский/итальянский/… Версаль». И чем та или иная резиденция больше и пышнее, тем справедливее признается это сравнение.

Бесспорно, летняя резиденция французского короля Людовика XIV стала вехой в истории королевской архитектуры. Конечно, роскошные дворцы и резиденции существовали и до Версаля. Но именно он стал воплощением идеи абсолютной монархии, выраженной в особой «королевской» архитектуре пространства. Никогда раньше архитектура, интерьер, декор, парковый ландшафт в своем единстве не воплощали могущество королевской власти так масштабно.

Идея строительства.

А началось все с небольшого охотничьего домика. Его приказал построить еще Людовик XIII (1601-1643), отец «короля-солнца» Людовика XIV в 1624 году. Через семь лет он распорядился построить здесь замок. Получилась достаточно аскетичная охотничья резиденция, ничем особо не выделявшаяся.

Все изменилось при Людовике XIV. В 1661 году он приезжает Версаль, что бы отдохнуть и развлечься и распоряжается перестроить отдельные элементы замка для своих удобств. В версальских садах молодой король устраивал множество празднеств, наполненных роскошью и великолепием.

Словом, Людовику XIV место очень понравилось: от столицы не далеко, но суеты на порядок меньше. Другое дело, что скромный замок отца никак не соответствовал размаху мысли сына. Первое решение о реконструкции король принимает в 1668 и поручает работу архитекторам Лево и Д’Орбе. Результатом стали три новых каменных здания в стиле римского барокко. Оформление внутреннего убранства было доверено первому королевскому художнику Лебрену. Он же проектировал скульптурное оформление фонтанов.

Версаль. Памятник Людовику XIVВ 1677 году Людовик официально объявляет о переезде Двора и Правительства в Версаль. Решение дает отмашку для нового, самого масштабного этапа строительства, продолжавшегося почти полвека. Впрочем, это не помешало королю завершить переезд уже в 1682 году и лично контролировать ход строительства.

Позднее, уже после смерти «короля-солнца», ансамбль Версаля будет немного дополнен Людовиком XV, при котором были преобразованы Салон Геркулеса, бассейн Нептуна и Опера.

А вот уже Людовику XVI пришлось проститься с великолепием королевской резиденции. Революционная толпа ворвалась в Версаль и потребовала от короля переехать в Париж. Поближе к народу. Предложение, от которого нельзя отказаться… Людовик XVI оказался последним монархом Франции, наслаждавшимся красотой здешних мест.

Символизм Версаля

Как уже было сказано выше, Версаль стал архитектурным воплощением идеи абсолютной монархии. За счет он обязан такому символическому наполнению?

Во-первых, это мотив «короля-солнца». Такой неофициальный титул нравился Людовику XIV. Он восходит еще к солярным культам древности, но в XVII веке имеет несколько отличное от них значение. Власть короля божественна, сама его фигура – идеальна. Он безгранично властвует над своими подданными и несет им свет. Сама природа подчиняется его воле, о чем наглядно свидетельствуют результаты ландшафтных работ в Версале.

Версаль. МедальонКроме солнца, как такового, фигура короля уподобляется Аполлону – солнечному древнегреческому божеству. Такое сравнение позволяет наполнить резиденцию мифологическими сюжетами, еще раз продемонстрировав на узнаваемых образах величие монарха.

Версаль. Бюст Людовика XIVВо-вторых, конечно же, важную роль играют внушительные масштабы резиденции и её показная роскошь. Золото, блестящие зеркала, потрясающее убранство залов и комнат, необъятный парк – все это демонстрирует безграничное могущество королевской власти.

ВерсальВ-третьих, нужно отметить, что Версаль не был местом абсолютно уединения короля. Здесь рядом с ним находилась вся его свита, министры, словом – вся элита государства. Таким образом, символизм гармонично дополнялся вполне реальной властью, выражавшейся в приказах и других документах.

О силе Версаля как воплощения абсолютной монархии указывает тот факт, что после Великой французской революции ни Наполеон, ни монархи времен Реставрации не решались заново обустроить здесь свою резиденцию. Так сильны были образы всесильного монарха. И так ненавидели его французы после революции.

Продолжение следует…

Эта запись опубликована в рубриках: Франция. Метки записи: . Постоянная ссылка.