Аббатство св. Магнуса в Фюссене

Фюссен. Аббатство святого Магнуса.Бавария – оплот католичества в Германии. Несмотря на общую светскость самой крупной земли ФРГ, католицизм по-прежнему прочно связан с её культурной повседневностью. Здесь уже шла речь о деревне Обераммергау, где каждые десять лет, еще с XVII в. проводятся театрализованные представления на религиозные темы под открытым небом, благодаря чему деревенька имеет совершенно необыкновенный вид.

Сейчас речь пойдет о Фюссене – баварском городке на самой границе с Австрией. Точнее – о аббатстве святого Магнуса, покровителе города и о том, как этот небольшой город получил собственного святого.

Святой Магнус – персонаж почти мифический. Скупы сведения о его рождении и смерти. Обычно время его жизни относят в концу VII – началу VIII в. Но точных данных ни у кого нет.

Чем же так прославился св. Магнус? В первую очередь, он был миссионером и нес учение христианской религии в южную Баварию, которая во времена раннего Средневековья представляла собой довольно опасное месте, населенное полудикими племенами, еще не отошедшими от язычества. Сначала он отправился туда не один, а сопровождал епископа аугсбургского. Но вскоре епископ решил, что его миссия выполнена и оставил Магнуса развивать благое начинание. Тот покорно принял ответственное поручение, переправился через реку Лех, соорудил себе скромную келью и начал проповедовать.

Фюссен. Аббатство святого Магнуса.

Достоверных источников, рассказывающих подробности его деятельности в качестве миссионера также нет. Сначала его чудеса записывал подвязавшийся помощник Феодор. Затем, после смерти Магнуса и перезахоронения его остатков, записи Феодора были переработаны монахом-бенедиктинцем Эрменрихом в 851 году. В 1070 году они были значительно дополнены других монахом – Отло из монастыря св. Эммерама.

Эти редакции были вызваны скорее не политическими мотивами, а нарастающим комом легенд и преданий, которые со временем просто фиксировались как данность, без возможности проверки.

Итак, что приписывают св. Магнусу, помимо активной проповеднической деятельности?

Во-первых (и это главное), он победил якобы обитавшего здесь дракона. Сюжет традиционен, достаточно вспомнить нашего Георгия Победоносца, одолевшего змея. Если он пронзил змея-дракона копьем, то Магнус победил его с помощью посоха. Чаще всего Магнус так и изображается – в схватке с драконом.

Фюссен. Аббатство святого Магнуса.

Хотя европейская флора и фауна за более чем тысячу лет значительно изменились, признать существование реального дракона было бы слишком смело. Вероятнее всего здесь имеет место метафора миссионерской деятельности. В одиночку обратить в новую веру многочисленные дикие и агрессивные племена – это будет посложнее, чем расправиться с большой рептилией. Однако св. Магнусу это удалось. Он одолел «дракона» язычества (как вариант – арианской ереси) в головах у предков баварцев, для чего от него потребовалась огромная энергия и сила.

Фюссен. Аббатство святого Магнуса.

Совершал он и чудеса поменьше. Например, поговорил с местным медведем, после чего тот перестал таскать яблоки из сада. Снова напрашиваются метафоры и аллегории, хотя медведи тогда в этих краях действительно водились. Вообще многие его чудеса связаны с миром животных. Он отпугивал змей, медведей, защищал от них людей. Вероятно, корень всех этих легенд – активное участие Магнуса в повседневной жизни людей, среди которых он проповедовал. Европа (особенно горные районы) еще не была гостеприимным уголком, исхоженным вдоль и поперек. Человек еще только приспосабливал для себя эти места. Обеспечивал пахотные земли, строил дороги, деревни, города, где и сталкивался с недружелюбной дикой природой. Отсюда – легенды об усмирении диких зверей, героями которых становятся проповедники.

Фюссен. Аббатство святого Магнуса.

По преданию, Св. Магнус умер 6 сентября 772 года. Уже при его жизни его келья разрослась до небольшой молельни, где он проповедовал. Как и подобает святым, его мощи оказались нетленными, что послужило непосредственным поводом для основания здесь монастыря.

Впрочем, были и другие причины. Место для монастыря было исключительно удачным. Во первых, он располагался на дороге, ведущей из Аугсбурга в Италию. Во-вторых, здесь находился т.н. «фюссенский проход», который образован рекой Лех, размывшей проход через Альпы в Италию. Иным словами, Фюссен со своим монастырем стал важной промежуточной точкой на пути из Баварии в Рим.

За свою историю монастырский комплекс проделал традиционный путь от романской базилики до несколько вычурного барокко. Современные вид монастыря и собора при нём в основном сформировался в период перестройки 1696-1725 гг. под руководством архитектора Иоганна Якобе Геркомера. Именно он провел трансформацию средневековой базилики в барочный комплекс по венецианским образцам.

Фюссен. Аббатство святого Магнуса.

Центром монастыря является собор Св. Магнуса. В нем находятся мощи святого. Наиболее выразительная часть церкви – красивейшие фрески на потолке в медальонах. Они изображают различные сюжеты, связанные с комплексом легенд о Магнусе. В центре, естественно, его схватка с драконом.

Фюссен. Аббатство святого Магнуса.

Собор выглядит очень светлым и торжественным в силу архитектурных особенностей. Белоснежный цвет сводов и колонн создает ощущение легкости. Красочные медальоны погружают зрителя в мир средневековых легенд.

Фюссен. Аббатство святого Магнуса.Фюссен. Аббатство святого Магнуса.Фюссен. Аббатство святого Магнуса.Фюссен. Аббатство святого Магнуса.Фюссен. Аббатство святого Магнуса.Фюссен. Аббатство святого Магнуса.Фюссен. Аббатство святого Магнуса.Фюссен. Аббатство святого Магнуса.Фюссен. Аббатство святого Магнуса.Фюссен. Аббатство святого Магнуса.

Эта запись опубликована в рубриках: Германия. Метки записи: , . Постоянная ссылка.