Берлинский кафедральный собор. Часть 1. Замысел и история строительства.

Берлинский кафедральный соборКаким бы банальным не было такое начало, но кафедральный собор Берлина – действительно необычное сооружение. Оно алогично в самой своей основе: роскошный протестантский собор (что уже оксюморон), именуемый кафедральным, вопреки тому, что он никогда не был местом пребывания католического епископа. Величественное здание, расположенное среди острова музеев, служит наглядным архитектурным воплощением неумных амбиций человека, которому оно обязано своему появлению – последнему германскому кайзеру Вильгельму II.

Взошедший на престол в 1888 г. молодой германский император был личностью неординарной и импульсивной. По меткому замечанию современников, он стремился «повсюду быть первым: на всяких крестинах – отцом, на каждой свадьбе – женихом, на любых похоронах покойником». Он смело вторгался в новые для себя сферы деятельности и всюду старался проявить себя. Тот факт, что не везде это получалось хорошо, его смущал мало.

При этом он, казалось, идеально подходил своему государству – молодой Германской империи, которая на вошла, но ворвалась в ХХ век – под грохот пушек победоносных войн, лязг механических станков новых фабрик и заводов, гул кораблей нового флота. Империя и император были едины в своем желании утвердиться в качестве новой энергичной и могущественной силы и шли к этому со всеми своими силами и средствами. Одним из них стала архитектура, в которой утвердился новый, «имперский» стиль, подчеркивающий величие страны и кайзера.

17 июля 1894 г. Вильгельм II  принял участие в закладке первого камня своего «личного» собора. Этот было уже второй проект собора, который должен был появиться на этом месте (предыдущий был отклонен в 1893 г. ) 27 феврале 1905 г. он был открыт с особой торжественностью и помпезностью во время празднования годовщины свадьбы венценосной семьи. Играли военные марши, а по Люстгартену прошли войска, часть из которых была одета в исторические костюмы. Пастор Эрнст фон Дриандер тепло приветствовал кайзера с супругой и пообещал прославить собор.

Однако не все немцы отнеслись к новому собору с воодушевлением. Националистам не понравился «не-германский» облик собора. Другим – размеры здания, ассоциировавшиеся с характером кайзера, преисполненного имперской надменностью. К слову, споры вокруг излишней вычурности собора вылились в то, что при его реконструкции после Второй мировой войны его высота была урезана с 114 до 98 метров, а многие элементы так и не были восстановлены или были переделаны в более простые по исполнению.

Берлинский кафедральный собор

История строительства.

Впервые о необходимости строительства в Берлине нового большого собора заговорил еще кайзер Вильгельм I в 1867 г. Было представлено 51 проект, однако не один из них не подошел и о соборе на время позабыли и вспомнили только в 1888 г. К немалому удивлению общественности строительство было доверено архитектору из Силезии Юлиусу Карлу Рашдорфу (1823-1914). Согласно его первоначальному плану собор представлял собой три пересекающихся центральных пространства (отдельные зоны для церемоний, религиозных торжеств и похорон) под величественным куполом. Отдельный мост должен был связывать его со дворцом Гогенцоллернов.

Однако затем проект был пересмотрен. Второй план получил название «проект 20 миллионов». Он представлял собой огромное строение с куполом, построенное из дорогих материалов. Но и этот план, в свою очередь, претерпел значительные изменения в течение года, перед тем как быть одобренным Вильгельмом II. Рейхстаг согласился выделить на строительство 10 млн. марок. В 1893 г. началась разборка старого собора, а 17 июня 1894 г. кайзер Вильгельм II торжественно заложит первый камень в основание собора. Строительство заняло 12 лет (это больше, чем планировали изначально) и было завершено 27 февраля 1905 г.

Результатом стала грандиозная постройка «в стиле итальянского высокого Ренессанса», как об этом писала тогда пресса. Рашдорф, который преподавал в техническом колледже в Шарлоттенбурге, также использовал элементы стиля барокко, свойственного Берлину со времен Андреаса Шлютера. Современники сравнивали новый собор с соборами св. Петра в Риме и св. Павла в Лондоне – крупнейшими соборами мира.

Во второй части обзора речь пойдет об интерьере собора. Оставайтесь с нами!

Берлинский кафедральный собор. Интерьер.

Эта запись опубликована в рубриках: Германия. Метки записи: . Постоянная ссылка.