Берлинский кафедральный собор. Часть 2. Интерьер.

Берлинский кафедральный соборВеличие и исключительность нового собора должны были подчеркиваться во всем: от месторасположения до отдельных деталей интерьера. Берлинский собор расположен посреди относительно большого участка свободного пространства, что только усиливает впечатление от его монументальности. Не менее важно и то, что собор находится в конце главной улицы Берлина – Унтерн-ден-Линден («Под липами»), берущей начало от Рейхстага и Бранденбургских ворот. Зданию, олицетворяющему германский парламентаризм, Вильгельм II противопоставил архитектурное воплощение сакральной власти монарха.

Главный западный фасад собора обращен в сторону Люстгартена. Он включает в себя главный вход с 80-метровым портиком и монументальными гранитными ступенями. Колоссальные колоны ограничивают двухуровневый фасад: центральная арка ограничена парой колонн. Бронзовые статуи евангелистов, созданные Герхардом Янешем и Йоханном Гётцем, расположены между парами колонн: Матвей и Марк с левой стороны, Лука и Иоанн с правой.

Над аркой расположены фигуры за авторством Вильгельма Видеманна. Фигура слева, держащая факел символизирует правду, фигура с лилией с лева – милосердие. На щите-картуше выбиты альфа и омега – буквенные символы Иисуса Христа. Над антаблементом находится фигура самого Иисуса, созданная Фрицем Шапером и изображающая его в момент Судного дня.

По углам западного фасада возвышаются большие башни. Они несколько выше аналогичных конструкций, расположенных на углах противоположного фасада, выходящего на р. Шпрее, что подчеркивает ориентацию собора на западную сторону. Колокола, среди которых сохранилось три первоначальных, находятся северо-западной колокольной башне. Оригинальные колокола привезены из церквей Вилснака (1471), Остербурга (1532) и Магдебурга (1685).

Три бронзовые входные двери украшены рельефами Отто Лессинга на традиционные сюжеты протестантской иконографии: сцены встреч Христа  до распятия и после воскрешения.

Перед входом в Берлинский собор, внимание посетителей привлекает две большие рельефные панели под ногами у двойной скульптуры апостолов, искусно составленные по сюжетам истории Реформации. В низу Матвей и Марк посещают Лютера –  тогда простого монаха перед императором Карлом V на Вормском Рейхстаге. Он окружен княжескими защитниками, чьи имена также подписаны. Рельеф сверху статуй евангелистов Луки и Иоанна изображает Лютера, переводящего Библию, дискутирующего с другими деятелями Реформации.

Интерьер.

Интерьер Берлинского собора

Оценив имперскую мощь Берлинского собора снаружи, заходим внутрь. Первое впечатление – это чувство открытого пространства в сочетании с роскошным убранством собора, совсем не характерного для протестантизма.

Центральное пространство собора окружено колонами, на которых покоятся пилястры. В восточной части расположен алтарь, сразу притягивающий внимание посетителей. По другим сторонам – сводчатые небольшие пространства, над которыми расположены орган (северная сторона), имперские хоры (западная сторона), широкие хоры (на юге).

Наверху находятся статуи главных религиозных деятелей протестантизма. С левой и правой стороны от арки, отделяющей основное пространство собора от алтаря, расположены статуи Мартина Лютера и Меланхтона. На северной и южной стороне: Цвингли и Кальвин, соответственно. Рельефы на пазухах свода изображают события из истории апостолов.

Цвингли

Цвингли

Кальвин

Кальвин

Лютер

Лютер

Меланхтон

Меланхтон

Мозаику с портретами евангелистов Вольдемара Фридриха можно увидеть  в диагональных апсидах.

Мозаика Вольдемара Фридриха

Мозаика Вольдемара Фридриха

Высота окно барабана купола составляет 10 метров. Сюжет мозаики купола составляют 8 заповедей Нагорной проповеди. Изображение основывается на картинах придворного художника Антона фон Вернера. Голубь символизирует Святой Дух, проявляющийся в витражном стекле на верхушке купола.

Верх куполаВерх купола

Алтарь

Алтарь Берлинского собора немного смещен относительно основного пространства. К нему ведет 7-ми ступенчатая лестница, подчеркивающая его особый статус. Стены у алтаря украшены золотым орнаментом. Колонны и пилястры сделаны из темно-красного тюрингского мрамора.

Алтарь Берлинского собора

Круглая апсида хор достигает 15 метров в диаметре. В её квадратных окнах изображены основные сюжеты христианства: рождение, распятие и воскрешение Христа. Изображения витражей основаны на работах Антона фон Вернера. На овальном витраже наверху – ангелы с пальмовыми ветвями или лилиями. Буквы альфа и омега образуют монограмму Христа. Ниже – феникс, рыба, триумфальный венок, овца и пеликан – все они символизируют Христа.

Алтарь Берлинского собора

По бокам от витражей находятся гербовые щиты, изображающие конгрегацию собора 1667 г. (слева) и розу, сердце и венок – гербовый щит Мартина Лютера (справа).

Сам алтарь, безусловно, является центральным местом Берлинского собора не только по факту своего назначения, но и по уровню художественной выразительности. Он был перенесен из предыдущего собора, и помещен на белом мраморном столе работы Фридриха Августа Штюлера (1850), ученика Шинкеля, который, в свою очередь сам находится на двухступенчатой кафедре. Алтарный стол поддерживают восемь колонн из оникса, на котором находится распятие  и два подсвечника, украшенных орлами. За алтарем находится золотая перегородка с апостолами, отделяющая пространство, где проходит крещение от остального собора. По бокам расположены чугунные канделябры. Фигуры апостолов являются копиями аналогичных фигур на могиле Св. Себальда, сделанными в мастерской Петера Вишера в 1519 г. в Нюрнберге.

Орган.

«Ничто на Земле не обладает большей силой чем музыка» — сказал однажды Мартин Лютер. Именно с помощью новых песен идеи Реформации и положения протестантского катехизиса получили широкое распространение среди населения Европы. Пение и музыка имеют огромное значение для лютеран. Именно о нем и должен был напоминать прихожанам замечательный орган Берлинского собора, созданный известным прусским придворным мастером Вильгельмом Зауэром.  Создание органа происходило одновременно со строительством собора и у мастера была возможность расположить и сконструировать его максимально эффективно с точки зрения акустического звучания. Впервые самый большой орган Германии зазвучал своими 7269 трубами на 113 диапазонов 27 февраля 1905 г. Его внешний вид, фасад проектировал Отто Рашдорф, сын архитектора собора, с учетом новейших технических и музыкальных стандартов. Дубовая резьба достигает 20 метров в высоту и 14 метров в ширину. Снизу орган поддерживает мраморная балюстрада.

Орган Берлинского собора

По счастливому стечению обстоятельств орган почти не пострадал во время разрушительного авианалета 24 мая 1944 г., когда Берлинский собор получил наиболее серьезные повреждения. Незадолго до конца войны, в 1945 г., пожар несколько раз угрожал органу, но все обошлось. Наиболее серьезный ущерб он претерпел уже в первые послевоенные годы, когда около 1400 труб был украдено и сдано в металлолом на черном рынке. Восстановление органа происходило в течение 1991-1993 гг.

Захоронения и саркофаги

Берлинский кафедральный собор является местом захоронения многих представителей королевской династии Гогенцоллернов. Все они расположены в крипте собора, однако два наиболее украшенных саркофага находятся по бокам от входа в северную галерею. Слева – саркофаг короля Фридриха I работы Андреаса Шлютера, внизу которого расположена выразительная фигура женщины, в горе обхватившей свою голову руками, символ моральных терзаний, поражающих даже монархов. Справа – саркофаг королевы Софии Шарлотты с еще более выразительной фигурой смерти.

Фигура смерти саркофага Софии Шарлотты

Берлинский оксюморон.

Берлинский кафедральный собор – это определенно то место, которое необходимо посетить в Берлине. Полный роскоши протестантский собор – вполне свойственное немецкой столице противоречие. И обязательно поднимитесь на купол собора: оттуда открывается прекрасный вид на город, а особенно на Унтен-ден-Линден!

Вид с купола Берлинского собораВид на Шпрее с купола Берлинского собораВид на телебашню с купола Берлинского собораБерлинский собор

Эта запись опубликована в рубриках: Германия. Метки записи: , . Постоянная ссылка.