Линдерхоф — королевская резиденция в вагнеровских декорациях

ЛиндерхофXIX век – время романтиков и мечтателей. Оставив холодный пафос просветителей вместе с французским революционным угаром интеллектуалы обратились к прошлому. В моду вошло средневековье, ранее считавшееся тёмным временем. Теперь же герои и рыцари сходили со страниц баллад в людские умы.

Знать устраивала балы в средневековом антураже, народ попроще довольствовался «рыцарскими романами». Романтики были и среди правителей. Таким был баварский король Людвиг II, король-мечтатель.

Всем нам знаком силуэт его замка Нойшванштайн. Если нет, то вспомните заставку корпорации Дисней – замок на ней почти один в один копия баварского. Так вот, несмотря на всю популярность и красоту этого образа, его идейный вдохновитель – Людвиг II так и не увидел его в своем законченном виде при жизни. И даже дня там не прожил.

Обидно, когда волею судьбы создатель отделяется от своего творения. Но масштабы деятельности короля-романтика по преобразованию своей страны в декорации сказок и легенд прошлого не ограничились лишь одним замком. Есть, например, еще замок Хоэншвангау, правда и его Людвиг не застал законченным.

Успел ли он вообще обжить хотя бы одно свое творение? Да, и это место – его дворец-резиденция Линдерхоф, по красоте ничуть не уступающий своим более узнаваемым собратьям.

Линдерхоф

Его строительство продолжалось почти 17 лет: с 1869 по 1886 гг. Проект задумывался в качестве «камерного дворца» и должен был стать постоянной резиденцией Людвига II взамен мюнхенской. Работу возглавил архитектор Георг Дольман, который затем был привлечен и для строительства других замков.

Линдерхоф

Архитектура дворца наполнена чередующимися символами государства и времени. Он построен в стиле французского барокко XVII века. На фронтоне расположен герб Баварии в окружении двух фигур славы с трубами в руках. Рядом находятся скульптурные аллегории: «Земледелие», «Торговля», «Наука» и «Индустрия». Они символизируют экономическую мощь Баварского государства, сочетающую в себе как традиционные основы («Земледелие», «Торговля»), так и новые силы («Наука», «Индустрия»). В нише центрального ризалита под «экономически успешной Баварией» находится фигура «Победы» — Победы, над которой два Гения с лавровыми венцами. Эта символика воспроизводит торжественные архитектурные мотивы времен Людвига I (отца Людвига II) и указывает на то, что величие новой Баварии основано на победе над Наполеоном. Рядом с Гениями славы расположены аллегории искусств – Музыки, Поэзии, Скульптуры и Архитектуры.

Линдерхоф

В духе просветительской проблематики воспринимаются фигуры в нишах на южном и северном фасадах: аллегории сословий и состояний – Учение, Военное дело, Юриспруденции и Крестьянский труд; аллегории общественных добродетелей – Постоянство, Справедливость, Великодушие и Сила. Все вместе они составляют воссозданную в камне метафору «государственного здания», которое зиждится на добродетелях. Фигуры сословий и добродетелей в нишах, возвышающиеся над рустованным цоколем – социальный и нравственный фундамент. Атланты, помещенные на уровне цоколя, с колоритно индивидуализированными и искаженными тяжестью лицами, демонстрируют границу фундамента и собственно «надстройки» — покоящейся на незыблемых ценностях утонченной и успешной во всех отраслях Баварии.

Линдерхоф

Здание баварской государственности прочно вписано не только в человеческий, но и мировой, космический порядок. Фронтон формирует гору, на которой титан Атлас держит на своих плечах небесную сферу. Все это признано демонстрировать преемственность и традиционность правления Людвига II, его систему ценностей.

ЛиндерхофЛиндерхоф. План дворца.

Интерьер дворца так же выполнен в стиле барокко. Первое, что встречает посетителей – скульптура короля-солнца Людовика XIV, поклонником которого был его баварский «коллега». Залы дворца выполнены в явном подражании Версалю при сохранении германских мотивов при оформлении.

Линдерхоф

Напротив дворца, над каскадом фонтанов, там, где ныне возвышается павильон-ротонда со статуей Венеры, изначально задумывался небольшой театр. Его появление здесь был логичным продолжением общего замысла «личной резиденции», сопровождающейся просветительским мотивом покровительства искусствам. Однако проект был отклонен в 1875 в пользу павильона-ротонды.

Линдерхоф

Линдерхоф. Павильон-ротонда.Линдерхоф

Вместо него Людвиг пожелал построить павильон Грот – искусственную пещеру, которая воспроизводила сцену из оперы Рихарда Вагнера «Тангейзер». Грот представляет собой огромный свод искусственной пещеры со сталактитами и сталагмитами, с искусственным озером и водопадом на нем. На фоне этого озера помещено полотно, запечатлевшее первую сцену вагнеровского Тангейзера «Тангейзер в подземном гроте у ног Венеры». Рыцарь погружен в грёзы у ног прекрасной богини, в покой и отдохновение от земных трудов.

Линдерхоф. Грот.

Кроме Тангейзера Грот наполнен мотивами другой оперы Вагнера: «Золото Рейна». На скале над подземным озером блистает кристаллами таинственный подземный клад. Рядом с этим кладом располагается в свое время сплетенный из кораллов трон, на котором баварский король любовался подземными красотами в меняющихся цветах электрической подсветки.

Две темы вагнеровской мифологии соединяются здесь. Подземный мир Венеры и золото истинной власти, которое должен добыть под землей солнечный герой Зигфрид. эквивалентный, по Вагнеру, солнечному богу Аполлону. Венера стережет таинственное золото, которое может волшебно преобразить подзвездный мир. В Гроте Людвига II была деталь, недоступная современному посетителю и зрителю. Над коралловом троном и кладом из самоцветов было узенькое окошко. Из него открывался вид на юг – в направлении дворца и парка Линдрехоф. В этой композиции реализуется вагнеровское представление о подземном кладе, который есть «сама земля со всем её величием, которую мы опознаем как нашу собственность и наслаждаемся ею с веселым светом солнца». В героическом вагнеровском мире, как и в мире версальского барокко, солнечный герой должен этот большой мир завоевать и присвоить. В волшебном саду рококо, каким он предстает в Линдерхофе, солнечному герою не нужно поднимать свой меч или напрягать лук. Хозяйка подземного мира сама рассыпает свои чары и волшебства: подземная Венера и её спутницы оборачиваются золотыми нимфами центрального фонтана и мраморной Венерой в открытом храмике-беседке.

Как же проводил время эксцентричный монарх в своей горной резиденции? Он жил там в те годы, когда его сознание все больше теряло интерес к реальному миру в пользу искусственно создаваемого вокруг, в котором он переживал себя в качестве романтического героя. Эдакого Зигфрида или Парсифаля. Он мог подолгу находиться в своем Гроте, предаваясь мечтаниями. Мог задумчиво бродить по саду. В зимние дни Людвиг нередко устраивал ночные заезды на искусно выполненных санях. Словом, развлекался как мог.

В этот период жизни его окружение составлял лишь слуги, безропотно выполнявшие любые причудливые приказания своего господина. Обычно король устраивал костюмированные представления-маскарады на манер XVIII века. Из слуг он создавал себе свиту с министрами, чиновниками, фаворитами и предпочитал общение с ними выполнению своих повседневных обязанностей монарха.

Было бы неправильным считать Линдерхоф баварским аналогом острова Капри римского императора Тиберия. Своеобразие натуры Людвига II не позволяет приобретать этому месту черты демонического. Это резиденция правителя, оказавшегося заложником своего времени и имеющего возможность воплощать собственные капризы в реальность. Впрочем, эти капризы безобидны и не лишены эстетического очарования. Убедитесь в этом, посетив Линдерхоф.

И не ограничивайте свое пребывание там посещением дворца и грота! Обязательно прогуляйтесь по парку. В идеале – пройдитесь от дворца до домика, наполненного декорациями вагнеровских опер, где так же любил сидеть баварский король. Возможно, Вы будите близки к тому, что бы признать правоту Людвига II, удалившегося от власти в этот волшебный мир.

ЛиндерхофЛиндерхофЛиндерхофЛиндерхофЛиндерхофЛиндерхофЛиндерхофЛиндерхофЛиндерхофЛиндерхофЛиндерхофЛиндерхоф. План.

При подготовке обзора использовались материалы из книги: Вильк Е. Людвиг II. Король иллюзий. Мюнхен. 2010.

Эта запись опубликована в рубриках: Германия. Метки записи: . Постоянная ссылка.