Музей Ванзейской конференции

Музей Ванзейской конференцииВ 1992 британец Роберт Харрис написал роман «Фатерланд», рассказывающий о мире, в котором победителем из Второй мировой войны вышла Германия. На дворе 1964 год, США и Третий рейх близки к заключению важного договора между странами, который призван положить конец «Холодной войне» между ними. И всё бы хорошо, но главный герой – эсэсовец Ксавьер Марш, расследуя загадочное убийство партийного функционера, узнает о некой Ванзейской конференции 1942 года, в которой принимал участие покойный номенклатурщик НСДАП. Потом он с помощью американской журналистки выясняет, что почти все участники этой конференции погибли при странных обстоятельствах. Главный герой едва успевает отыскать последнего живого участника и узнать о том, что же происходило в Ванзее в 1942 году.

Оказывается, утвердили план по уничтожению евреев. При этом населению, да и всему остальному миру преподносили эту акцию как «переселение на восток», т.е. на оккупированную территорию СССР.

В итоге, главному герой со своей помощницей удается рассказать о холокосте президенту США, подписание договора срывается, Третий рейх разваливается.

Книга, конечно, фантастическая. Однако в её основе – реальный исторический факт. Ванзейская конференция, призванная выработать механизм «окончательного решения еврейского вопроса», действительно состоялась 20 января 1942 года. Сейчас в здании, где она проходила, расположен музей, посвященный уничтожению евреев в Третьем рейхе и самой конференции.

История виллы Марлир

И сегодня, и век назад Ванзее считался элитным районом Берлина. Здесь селилась богема, состоятельные коммерсанты и прочий обеспеченный люд. Живописное озеро, природа, тишина – и все это в непосредственной близости от центра немецкой столицы.

Дом, в котором проходила конференция, был построен в 1915 году производителем фармацевтических препаратов (которые, как потом выяснилось, были бесполезны) Эрнстом Марлие и стал известен как «вилла Марлир». В 1921 году за долги он была продан промышленнику, генеральному директору компании  «Акционерное общество северно-немецкой земли» Фридриху Минну. Этот человек имел большое влияние в торгово-промышленных кругах и часто проводил на вилле встречи с другими промышленниками, финансистами, крупными чиновниками. К слову, в 1923 году, еще до «Пивного путча», Мино встречался с Гитлером для обсуждения возможностей сотрудничества, но договориться из-за экономических разногласий они не смогли.

Музей Ванзейской конференцииМузей Ванзейской конференции

Музей Ванзейской конференции

Финансовая нечистоплотность и денежные махинации с капиталом берлинских газовых кампаний привели Мино сначала в суд, а затем за решетку. В 1940 г. в счет долгов виллу приобретет служба безопасности СС в качестве гостевого дома для своих сотрудников. Именно в таком статусе она принимала участников Ванзейской конференции.

Ванзейская конференция как значимый этап Холокоста.

Конечно, преследования евреев в Третьем рейхе происходили и до Ванзейской конференции. Были и хаотичные акции штурмовиков на волне эйфории 1933 года, была «Хрустальная ночь» 1938 и многие другие. Особое значение конференции в Ванзее в том, что она:

1)      Была направлена на выработку единой схемы работы между основными властными учреждениями Третьего рейха.

2)      Служит доказательством осведомленности руководства гитлеровской Германии в планах по уничтожению евреев.

3)      По итогам конференции был подготовлен её протокол, служащий важнейшим свидетельством преступлений нацистского режима.

Если бы события в истории развивались так же, как и в книге Роберта Харриса, то Ванзейская конференция имела бы статус первого организационного собрания, с которого началось систематическое уничтожение евреев. К счастью, в реальности масштаб Холокоста не стал абсолютным, как в романе «Фатерланд». Не всё, что обсуждали на вилле Марлил, успели осуществить.

Музей Ванзейской конференции. Зал собрания.

Всего в конференции принимали участие 15 человек, среди которых были руководители гитлеровской карательной системы: Рейнхардт Гейдрих, Адольф Эйхманн, Генрих Мюллер. В основном говорил Гейдрих, обрисовывая текущую ситуацию и подводя к нужному и наиболее удобному решению. Он сказал, что предыдущие акции по отношению к евреям себя не оправдали. Выпустить их и Германии по эмиграционным линиям сложно, т.к. ни одной стране не нужно столько мигрантов, а из-за войны так это тем более стало невозможно даже практически. Невозможно и переселение евреев на Мадагаскар, о чем часто говорили еще до войны. В итоге, для «окончательного решения» остается единственный путь – создание специальной сети лагерей, направленной на постепенное уничтожение евреев.

Эти тезисы были зафиксированы в стенограмме и одобрены всеми присутствующими.

Музей Ванзейской конференции

Постоянная экспозиция музея Ванзейской конференции

В музее нет экспонатов как таковых. Есть многочисленные информационные стенды, рассказывающие об истории антисемитизма в Германии, начиная с XIX века, о геноциде евреев в Третьем рейхе и на оккупированных территориях, сопротивлении Холокосту. Язык – немецкий и английский. Впрочем, если Вы не знаете ни того, ни другого, то достаточно будет просто взглянуть на плакаты, фотографии, газетные вырезки.

Музей Ванзейской конференции

Например, красноречивы антропологические изыскания начала ХХ века – зарисовки черепов африканского населения в районе Конго.

Музей Ванзейской конференцииМузей Ванзейской конференции

Собственно, антисемитская пропаганда представлена в музее наглядными образцами еще кайзеровских времен. Например, большая карикатура «Евреи на даче».

Музей Ванзейской конференции

От кайзера – к Веймарской республике. Поражение в войне, инфляция, голод – благодатная почва для поиска виноватых. Фатальная для республики «легенда об ударе кинжалом в спину» (непобежденная поле боя немецкой армии нанесли поражение предатели в тылу) существовала в тесной связке с антисемитизмом. Многочисленные политические союзы использовали это в своей пропаганде.

Музей Ванзейской конференцииМузей Ванзейской конференции

Наконец, Третий рейх. Большинство стендов, естественно, посвящено преследованию и уничтожению евреев в гитлеровской Германии.

Вот Нюрнбергские законы, принятые в 1935 году, определявшие расовую политику и отвечавшие на вопрос «Кто здесь еврей».

Музей Ванзейской конференции. Нюрнбергские законы.

А вот первые результаты работы этих законов. «Я немецкая девушка и обесчещена евреем» — гласит надпись на плакате конвоируемой.

Музей Ванзейской конференции

«Евреям вход воспрещен» — предупреждает надпись на входе в учреждение.

Музей Ванзейской конференции

Вагон с сегрегацией.

Музей Ванзейской конференции

Передовица газеты «Штюрмер» Юлиуса Штрейхера – рупор антисемитизма Третьего рейха. После войны все именитые немцы будут утверждать, что никогда не читали эту газету, а если и читали, то не воспринимали написанное всерьез. Качество материалов было столь низким, что её зачастую сравнивали с «порнографическим листком».

Музей Ванзейской конференции

Пропаганда существовала даже на уровне детских комиксов.

Музей Ванзейской конференции

Очень интересен стенд, посвященный сопротивлению евреев в первые годы гитлеровского правления, когда для этого еще оставались возможности. Здесь можно узнать о первой женщине-раввине Регине Ионас, которая не боялась выступать в 1936 году с лекциями о религиозных традициях в жизни евреев (в 1944 году она погибнет в Маутхаузене).

Регина Ионас

Основание еврейского культурного союза.

Музей Ванзейской конференции

Сбор зимней помощи на сезон 1936-1937 гг.

Музей Ванзейской конференции

С началом Второй мировой войны гитлеровская расовая политика стала частью жизни оккупированных стран. По каждой из них подготовлен отдельный стенд. Деятельность айнзатцгрупп в Советском союзе отражена на примере расстрела евреев в Дубно (Украина) в июне 1941 года. Военнослужащий вермахта поэтапно заснял на фото процесс экзекуции, снабдив получившиеся фотографии отстраненно-краткими подписями: «Еврей копают могилы», «Евреи ожидают расстрела», «Расстрел евреев», «Последний вздох еврея».

Музей Ванзейской конференцииМузей Ванзейской конференции

Вообще значительное место в выставке отведено на развенчание «легенды о чистом вермахте», якобы не принимавшем участие в карательных акциях. Фотодокументы подтверждают обратное – вермахт участвовал в расстрелах наравне со специальными подразделениями СС. В то же время, организаторы приводят примеры резкого внутреннего неприятия происходящего со стороны простых солдат и офицеров. Который, впрочем, в подавляющем большинстве случаев, все равно выполняли приказ.

Музей Ванзейской конференцииМузей Ванзейской конференции

Концлагеря – страшный венец Холокоста. Эмоционально эта часть экспозиции воспринимается очень тяжело. И это притом, что фотографий с горами трупов на выставке почти нет. Представленные фотоматериалы содержат иной психологизм.

Музей Ванзейской конференцииМузей Ванзейской конференцииМузей Ванзейской конференции

Страшной абстрактной выразительностью обладают рисунки заключенных.

Музей Ванзейской конференцииМузей Ванзейской конференцииМузей Ванзейской конференцииМузей Ванзейской конференцииМузей Ванзейской конференцииМузей Ванзейской конференции

В музеи часто проводятся экскурсии. Есть своя библиотека и медиотека, с подборкой книг по истории антисемитизма и Холокоста.

Музей Ванзейской конференцииМузей Ванзейской конференцииМузей Ванзейской конференцииМузей Ванзейской конференции

Как добраться

S-Bahn – линии 1 и 7, остановка Wahnsee. Пешком минут 15-20, можно на 114 автобусе до станции «Haus der Wahnsee Konferenz».

Адрес: Am Grossen Wansee 56-26


Просмотреть увеличенную карту

Время работы:

Ежедневно с 10 до 18.

Вход бесплатный.

Обратите внимание:

Статья о музее Ванзейской конференции на сайте «Уроки истории»

Материал блога «Исторический туризм» о  концлагере Дахау

Материал блога «Исторический туризм» о концлагере Заксенхаузен

Книга Роберта Харриса «Фатерланд»

Фильм, снятый по этой книге в 1994 году

Эта запись опубликована в рубриках: Германия. Метки записи: . Постоянная ссылка.