Обераммергау. Деревня сказочных домов.

ОбераммергауБесчисленные маленькие немецкие городки – настоящая шкатулка культурного многообразия Германии. На Севере и Юге, на Западе и Востоке страны рассыпались они у побережий суровых Северного и Балтийского морей, в лесах Тюрингии, горах Баварских Альп, полях Саксонии и Померании, долинах рек Рейна и Мозеля. Чистота, ухоженность, близость к природе при наличии всех благ цивилизации и коммуникации – это все о них!

Но есть в Германии одна деревня, которой вот уже несколько столетий удается выделяться среди этих идиллических мест. Речь идёт о деревне (хотя язык не поворачивается назвать этот населенный пункт деревней) Обераммергау, месте, где каждый дом – произведение искусства.

Дело в том, что Обераммергау известна не каким-то отдельным памятником, а именно своими домами, почти каждый из которых расписан красочными сюжетами на религиозную тематику или на мотив немецких сказок. И это не современный способ завлечь туристов, а традиция, уходящая своими корнями еще в Средневековье. Давайте же отмотаем время назад и разберемся, почему же небольшая баварская деревушка приобрела свой современный абсолютно игрушечный вид!

Обераммергау: меж двух монастырей.

Первое поселение на территории современного Обераммергау было основано еще германским племенем баюваров в VI в.н.э. Это было дикое варварское племя, исповедовавшее язычество и совершавшее жестокие обряды жертвоприношений. Но спустя 200 лет оно приняло христианство и стало частью империи Карла Великого. Во второй половине IX века Обераммергау впервые упоминается в качестве населенного пункта как «вилла Амбриго» — замка одного из представителей рода Вельфов. Замок был разрушен венграми в Х веке, а вот сама прилегающая деревня смогла пережить их нашествие.

Дом в Обераммергау.

Тогда, в Средневековье она оставалась достаточно неприметным местечком, жители которого занимались земледелием и скотоводством. Перемены в их жизни начались с момента основания герцогом Вельфом IV монастыря августинцев в Роттенбухе, всего в 20 км от Обераммергау. Появление крупного религиозного центра не замедлило сказаться на деревеньке. Если раньше она, в соответствие с церковной юрисдикцией, находилась в подчинении аббатства города Кемптена, расположенного почти в 100 км от неё, то теперь её переподчинили роттенбухскому монастырю. Религиозное «начальство» оказалось на расстоянии пешей досягаемости.

Дальше – больше. В один прекрасный день на охоту в окрестности Обераммергау пожаловал сам император Виттельсбах Людвиг Баварец. Вместе со своими спутниками он бродил в поисках добычи по горам. Во время одного их таких походов в местечке Этталь, конь императора рухнул на колени перед высокой елью. Казалось бы – случайность, странность, на которую мы бы и внимания не обратили. Но разум средневекового человека полон мистического символизма. Во всяком более-менее выбивающимся из привычной колеи событии он видел божественные знаки. Их следовало правильно истолковать и принять единственно верное решение.

Дом в Обераммергау.

Для Людвига Баварца таким решением стало основание монастыря. Почему? Дело в том, что он уже давно дал обет основать монастырь. Вполне благопристойное для христианского правителя обещание. Но правящие особы — люди занятые и об обете он успел крепко подзабыть. Вспомнил лишь на охоте, да и то пока конь на колени не упал.

При этом место для монастыря было самое подходящее – в меру труднодоступное (300 метров круто вверх по склону от дороги) и живописное. Самое оно для смиренной созерцательности.

Начавшееся строительство было на руку обераммергауерцам. Во-первых, местные строители и ремесленники получили гарантированную работу на много лет вперед. Во-вторых, многое перепало и простым жителям деревни – они стали массово наниматься в извозчики, разнорабочие, подмастерья и др. И главное – они были избавлены от крепостного права, получили возможность наследовать имущество, строить по своему усмотрению свои дома, складировать грузы и торговать. Сохранились лишь некоторые повинности по отношению к монастырям: старому в Роттенбухе и новому в Эттале.

Дом в Обераммергау.

Сувениры для паломников

После окончания строительства к монастырю потянулись паломники. И здесь впервые развернулась коммерческая инициатива, бережно взращённая в жителях Обераммергау с момента отмены для крепостного права. Они, как бы мы выразились сейчас, правильно оценили потребности целевой аудитории. Материальными благами сверхдуховных паломников не увлечешь. А вот небольшими сувенирами на религиозную тематику они, пожалуй, заинтересуются. Причем – неприменно из легких (но прочных) материалов – что бы было удобно нести, но и не бояться повредить в пути. Идеал был найден резчиками по дереву. Распятия, фигурки святых, переносные алтарики – на этих незамысловатых предметах обераммергауерцы обрели свою славу «резчиков от Бога». Ремесленники непрерывно совершенствовали свои навыки и приобрели репутацию настоящих мастеров своего дела. До сих пор сувенирные лавки Обераммергау полны деревянными безделушками, теперь уже и не только на религиозную тематику.

Но вернемся в средневековый Обераммергау. Нельзя сказать, что его жители были поголовно торгашами, наживавшимися на одухотворенных паломниках. Влияние двух монастырей не могло не сказаться на образе мыслей этих людей. Однако по удивительному стечению обстоятельств их религиозные чувства находили свое воплощение во вполне себе коммерческих предприятиях.

В XVI в Европу пришла Реформация и до этого единый организм западноевропейского христианства распался на католиков и протестантов. Для обераммергауерцев (католиков) это событие явилось своего рода «конкурентным вызовом». Протестантизм смог представить человеку простую и убедительную религиозную картину мира, в пику католицизму, чьи многочисленные культы святых уподобили монотеистическое христианство языческому пантеону богов древних греков. С этим нужно было что-то делать.

Дом в Обераммергау.

Как не удивительно, именно недостатки католической веры стали основой для её… если не достоинств, то, скажем так, конкурентных преимуществ. Протестанты убрали культы святых, роскошь из церквей, упростили обряды? Им же хуже! Человек любит мифы, любит красивые вещи, ценит чувство уютной защищенности – так давайте же дадим ему это!

Ремесленники Обераммергау.

Ремесленники Обеаммергау поняли, что продукты их труда – замечательный способ удержать паству в католической вере. Красивейшие деревянные фигурки стали не только дорожными спутниками, но и элементом праздничной и повседневной декорации. Их выставляли как в церквах, так и внутри домов. Они утратили часть своего религиозного священства, зато обрели доступность и простоту. Из фигурок стали появляться целые композиции, обыгрывающие различные религиозные сюжеты. По случаю праздников такие композиции украшали центральные площади городов к радости не искушенных в разнообразии жителей. Стоит ли говорить, что для резчиков Обераммергау открылся огромный рынок всей католической Европы!

Дом в Обераммергау.

Веры и зрелищ!

От композиций статичных католики Обераммергау перешли к действам театральным. Речь идет о так называемых «Страстных действах» — театрализованных представлениях, посвященных распятию Христа. Они существовали и раньше, но до Реформации фактически игнорировались официальной церковью. После подъема протестантизма этот христианский театр стал еще одним способом донести до верующего человека суть религиозных вопросов в наглядной и увлекательной форме. Находившийся под влиянием двух католических монастырей Обераммергау быстро «попал в тренд» и стал значимым местом проведения «Страстных действ».

В 1632-33 годах произошел ряд событий, сделавших «Страстный действа» Обераммергау уникальным для Германии явлением. Во-первых, до этого тихого уголка докатилась первая общеевропейская война в истории – Тридцатилетняя война. В деревню вошли шведские войска протестантского короля Густава Адольфа. Само собой, солдаты-протестанты не оценили красоты этот католического городка. Обераммергау вместе с двумя соседними монастырями в Роттенбухе и Эттале были разграблены и сильно порушены. Вдобавок к этой напасти в 1633 в эти места пришла чума. Несмотря на все предпринятые меры, Обераммергау не удалось спрятаться от неё за защитными кордонами. За год чума унесла жизни почти 400 человек (огромная цифра для большой деревни).

Дом в Обераммергау.

Казалось, наступил неоднократно возвещаемый площадными пророками конец света. 27 октября 1633 года преисполненные апокалиптическими настроениями жители Обераммергау собрались в церкви и дали перед распятием обет раз в 10 лет проводить всей деревней «Страстные действа», если все беды, обрушившиеся на них прекратятся. Момент, достойный красивой легенды! И ведь, действительно, чума пошла на убыль (собственно, как и во всей Европе).

Жители сдержали свое обещание. В следующем 1634 году они всей деревней провели «Страстный действа». Потом, как и положено через 10 лет – в 1644 году. Потом – в 1654… Из соображений удобства круглых дат после 1674 года следующее представление было проведено раньше – в 1680 году. И правда, так считать десятилетия намного удобней.

Дом в Обераммергау.

Деревня как театральная сцена

Собственно вот мы и подошли к вопросу: как вышло так, что каждый дом в Обераммергау разрисован яркими сюжетами, чаще всего на религиозный темы? Дело в том, что начиная со второй постановки «Страстных действ», они проводились под открытым небом, возле собора. Во время подготовки сам собор и прилегающие строения были отремонтированы и декорированы. По замыслу архитекторов, все пространство, окружающее религиозный спектакль, должно было представлять единую сцену, на которой разворачивалось бы театрализованное действо. Отсюда и роспись прилегающих к месту проведения «Страстных действ» домов. За ними потянулись соседи, за соседями другие соседи…

В итоге на сегодняшний день каждый дом в Обераммергау имеет свою роспись. И это не только религиозные сюжеты. Много рисунков на темы сказок братьев Гримм, похождений бременских музыкантов. Немало зарисовок и на исторические темы. Религиозные, сказочные и исторические образы переплетаются, отражают друг друга и при этом находятся в удивительной гармонии между собой.

Дом в Обераммергау.

Истории Обераммергау весьма показательна. Она демонстрирует как важно правильно реагировать на вызовы времени, оставаться современным, не теряя прошлого. Инициативность местных ремесленников не была подорвана феодалами-крепостниками или строгими религиозными канонами. Традиция не стала анахронизмом, а явилась стимулом для бурной деятельности, определившей уникальный облик города. Посетите Обераммергау и убедитесь в этом сами!

Обераммергау. Роспись домов.Обераммергау. Роспись домов.Обераммергау. Роспись домов.Обераммергау. Роспись домов.Обераммергау. Роспись домов.Обераммергау. Роспись домов.Обераммергау. Роспись домов.Обераммергау. Роспись домов.Обераммергау. Роспись домов.Обераммергау. Роспись домов.Обераммергау. Роспись домов.Обераммергау. Роспись домов.

При подготовки статьи использовались материалы из книги: Вильк Е. Обераммергау. Страсти Христовы. Verlag Terterian. 2010.

Эта запись опубликована в рубриках: Германия. Метки записи: . Постоянная ссылка.