Миланский собор Дуомо

Миланский собор ДуомоКафедральный собор Милана – центральная достопримечательность итальянской столицы моды. Величественной громадой светлого камня возвышается он над центром города. Своё второе название – Дуомо собор получил от латинского «домус» — дом, община верующих.

Несмотря на то, что Миланский собор выполнен в готическом архитектурном стиле, он обладает исключительно ярким своеобразием. Выполненный из светлого мрамора, Дуомо лишен присущей готике мрачной торжественности. Конструкция выглядит легкой и светлой, более похожей на Собор Святого Семейства Гауди в Барселоне, чем на, скажем, строго готический пражский Собор Святого Вита. Сказывается сильное влияние местных архитектурных традиций в течение всего строительства.

История строительства

Работы по строительству собора начались в конце XIV века. Инициатором постройки выступил архиепископ Милана Антонио да Салуццо. До сих пор город, весьма крупный по средневековым меркам, обходился лишь двумя небольшими соборами-базиликами: Санта Мария Маджоре и Санта Текла. Новому храму предстояло воплотить в себе качественно новый духовный посыл для горожан и стать одной из крупнейших религиозных построек в Европе.

Строительство началось в 1386 г. Изначально планировалось сделать собор в местном архитектурном стиле из обожженного кирпича. Однако затем власти решили, что новый собор будет готическим.

Для Милана и всей Италии это было новаторским решением. Архитекторы уже освоили готический стиль во Франции и Германии, но по другую сторону Альп он был почти неизвестен. Пришлось спешно вносить изменения – не только в сам архитектурный проект, но и в концепцию строительства. Выписали мастеров из Северной Европы, организовали отдельное управление, по сути штаб строительства, обеспечили рабочим доступ в отдельный мраморный карьер.

Масштаб строительства отразился на жизни жителей Милана. Среди них стихийно возникла традиция дарений, добровольных пожертвований, завещаний, добровольного труда. Внести свой вклад в строительство было почетным делом для каждого миланца.

Строительство Миланского собора продолжалось, фактически, до начала ХХ века. Так, последним значимым изменением в архитектурной композиции стала установка центральных врат из бронзы взамен деревянных, и произошло это в 1908 г. В 1965 г. заменили и боковые врата.

В летописи Миланского собора есть и русские страницы. Так, его стены помнят генералиссимуса Суворова. 30 апреля 1799 г. полководец участвовал в торжественном молебне, состоявшимся на следующий день после освобождения города от французских революционных войск. Жители города были поражены глубоким уважением Суворова к святыне, выглядевшим особенно трогательно на контрасте с впечатлением от французской оккупации.

Смысловое наполнение

С точки зрения духовного послания конструкция собора представляет собой традиционный для готики набор символов и образов. Центральное место занимает идея христианского спасения, нашедшая свое воплощение в вырезанном из камня солнце, находящимся в центральном окне апсиды. Оно одновременно отсылает посетителей к гербу герцогов Миланских и принимает более высокий смысл в качестве источника «Божественного света». Исходящий от него свет падает на сцену Благовещения, представляющую принятие человеческого естества Иисуса Христа. Путь верующего внутри собора представляется символичным путем к спасению, своеобразной духовной подготовкой к этому основополагающему событию в жизни каждого христианина. Окружающие этот путь фигуры мучеников и святых, расположенные на монументальных капителях нефов, призваны помочь человеку обрести духовные силы в великих примерах истории христианства.

Сохранились восхищенные отзывы о Дуомо многих великих русских деятелей культуры. Александр Герцен назвал собор «безумно прекрасным, бесцельно возвышенным». Федор Достоевский отмечал, что он «фантастичен как сон». Мережковский писал, что собор походил на «громадный зимний лес, покрытый сверкающим инеем».

Внешний вид собора

Несмотря на то, что Миланский собор строился в готическом архитектурном стиле, он не смог избежать влияние местных традиций.

Фасад собора сочетает в себе элементы, выполненные в стиле «римского Возрождения», и строго готические структуры. Порталы и два нижних окна выполнены в духе местной архитектуры XVI века, рельефы цоколя и некоторые фигуры атлантов соответствуют XVII в., верхняя часть фасада – полностью готическая.

Миланский собор Дуомо

Фасад разделен контрфорсами на пять секций, соответствующих находящимся внутри собора нефам, и богато украшен скульптурой разных эпох. Кроме фигур атлантов привлекают внимание большие неоклассические статуи пророков и апостолов, горельефы тимпанов, центральные бронзовые врата.

Миланский собор ДуомоМиланский собор ДуомоМиланский собор ДуомоМиланский собор ДуомоМиланский собор ДуомоМиланский собор Дуомо. ВоротаМиланский собор Дуомо

На боковых стенах собора расположены многочисленные статуи, стоящие на богато украшенных полочках. Они изображают библейских персонажей, святых и пророков. Самые старые статуи находятся у апсиды и восходят к временам начала строительства собора.

Миланский собор ДуомоМиланский собор ДуомоМиланский собор Дуомо

Отдельно стоит выделить 150 дождевых ливников, традиционных готических элементов, изображающих чудовищ, из пастей которых стекает дождевая вода. 96 из них поддерживаются гигантами, помещенными на углах контрфорсов. Самые старые из них датируются XIV в.

Миланский собор Дуомо. Ливники

Каждый из 135 шпилей Миланского собора венчает фигура святого. На верхушке самого старого шпиля установлена фигура Святого Георгия с копьем, выполненная в 1404 г. Остальные шпили вместе с фигурами установлены, в основном, значительно позднее – в XIX веке.

На вершине главного шпиля собора находится статуя Богоматери. Её высота более 4 метров. Она изготовлена из кованых медных позолоченных пластин и помещена на своё нынешнее место в 1774 году. Вместе со статуей высота шпиля собора составляет внушительные 108,5 метров. Миланцы называют эту статую Мадонниной и чтят как покровительницу города.

Интерьер Миланского собора

С точки зрения внутреннего устройства Дуомо представляет собой латинский крест, корпус собора сформирован пятью продольными нефами и трансептом, состоящим из трех поперечных нефов. Восьмиугольный купол собора поддерживают четыре центральных пилона.

Миланский собор Дуомо

Как и фасад Миланского собора, его интерьер являет собой сочетание готики и «Римского Возрождения». Печать готики царит в больших пространствах, в стрельчатых арках, в высоте сводов и стройности и ритме пилонов нефов. Духу Возрождения соответствуют пресбитерий, отдельные монументальные алтари, ретрохоры и крипта.

Миланский собор Дуомо

Из пяти нефов собора главным является центральный, ширина которого вдвое больше ширины боковых нефов. Над арками каждого пролета имеются небольшие окна. На боковых стенах – высокие оконные проемы с сюжетными витражами, некоторые из которых относятся к самым старым элементам собора. Под окнами помещены алтари, саркофаги и надгробные плиты. Пилоны колонн венчаются изящными капителями, украшенными многочисленными статуями, изображающими святых и мучеников.

Миланский собор ДуомоМиланский собор Дуомо

В своде южного нефа в 1786 г. было проделано отверстие, служащие своеобразными солнечными часами. Свет, падая через отверстие, попадает на латунную полосу, по сторонам которой изображены знаки зодиака, фиксируя таким образом момент полудня и текущий месяц.

Баптистерий находится в боковом нефе сразу у входа в собор. Купель является древнеримской порфировой ванной.

Миланский собор Дуомо. КупельМиланский собор Дуомо. Купель

Трансепт сформирован двумя крыльями трех поперечно идущих нефов, замыкаемых капеллами. В них установлены роскошные монументальные алтари, украшенные полихромным мрамором и статуями. В трансепте находятся многочисленные произведения искусства.

Среди них особо выделяется статуя Святого Варфоломея. Она датируется 1562 г. и уникальна тем, что изображает человека, с которого полностью снята кожа (её святой небрежно накинул на плечи). Анатомическая проработка тела выполнена на исключительно высоком уровне.

Миланский собор Дуомо. Статуя Святого ВарфоломеяМиланский собор Дуомо. Статуя Святого Варфоломея

Все окна Дуомом украшают полихромные витражи. Сюжетное наполнение состоит из историй Ветхого и Нового Заветов, жизнеописания святых. Самые старые витражи относятся к XV в. и выполнены из цветной стеклянной пасты. Витражи XIX в. изготовлены с помощью техники росписи по стеклу, что обогащало цветовую гамму, но негативно сказывалось на прозрачности витражей. Это обстоятельство привело к тому, что самые молодые витражи, датируемые ХХ в., вновь изготавливались по старой методике.

Миланский собор Дуомо. ВитражиМиланский собор Дуомо. ВитражиМиланский собор Дуомо. ВитражиМиланский собор Дуомо. ВитражиМиланский собор Дуомо. ВитражиМиланский собор Дуомо. Витражи

Значительный интерес с точки зрения искусства представляют порталы ризниц. Портал северной ризницы выполнен в 1388-1389 гг. и является первым скульптурным произведением внутри собора. Несколько позже был сделан портал южной ризницы.

Миланский собор Дуомо. Южная ризница

Мраморное покрытие пола отличается элегантным декоративным рисунком. Укладка пола началась в 1585 г. и была полностью закончена лишь в ХХ в. Покрытие состоит из кусков бело-розового мрамора из Кандольи, черного мрамора из Варены, красного мрамора из Арцо.

Миланский собор Дуомо. Покрытие пола

Как добраться

Собор расположен в центре Милана, в непосредственной близости от центральных остановок городского общественного транспорта и станций метро.

Миланский собор Дуомо

Приятного путешествия!

При работе над обзором использованы материалы из книги: Каррадори Дж. Дуомо. Кафедральный собор Милана., Пер. Мотасов В. Оджоно. 2011.

Для понимания роли готического собора в средневековым мире рекомендую ознакомиться с материалом «Готический собор: причины восторгаться».

Эта запись опубликована в рубриках: Италия. Метки записи: , . Постоянная ссылка.