Крупнейшие города Российской Империи периода урбанизации: Киев. Лекция Ивы Серженко

Крупнейшие города Российской Империи периода урбанизации: Киев

Год назад я рассказывал о лекции моей коллеги по Историческому факультету МГУ Ивы Серженко. Речь шла о градостроительном развитии Москвы на рубеже XIX-XX веков, проблемы которого оказались до боли схожи с современными.

В этом году Ива проводит в Государственном музее архитектуры им. А.В. Щусева серию лекций, посвященных городам Российской империи на рубеже XIX-XX веков: Киеву, Одессе, Варшаве, Риге, Нижнем Новгороде, Саратове, Астрахани и др. Первая лекция прошла 13 января и была посвящена «матери городов русских», нынешней столице Украины — Киеву. Предлагаю Вашему вниманию небольшой конспект занимательного рассказа о том, чем жил город на Днепре в последние десятилетия дореволюционной России.

Начать стоит с того, что развитие городов Российской империи на рубеже веков шло примерно по одному сценарию, главным содержание которого было возникновение железнодорожного сообщения. Открытие вокзала означало превращение города в транспортный узел, вокруг которого концентрировалась промышленность, логистика и прочие привлекающие население объекты. Отмена крепостного права сделала крестьянские массы в России относительно мобильными, обеспечив городам приток рабочей силы. Так они росли и развивались.

Точно так же было и с Киевом. Причем городу повезло обзавестись сразу двумя крупными транспортными узлами: железнодорожным вокзалом и речным портом на Днепре. На Киеве смыкалось множество железнодорожных путей, а сам он оказался важнейшим перевалочным пунктом на пути из Одессы в Москву.

Крупнейшие города Российской Империи периода урбанизации: Киев

Впрочем, Киев обладал и собственной спецификой градостроительного развития.

В основном эта специфика происходила от особенностей рельефа местности города. Холмистость, резкие перепады высот привели к тому, что как единый городской организм Киев сформировался относительно поздно – в 30-е годы XIX в. До этого он был фактически разделен на три части, слабо связанные друг с другом.

Крупнейшие города Российской Империи периода урбанизации: Киев

Не особо заладилось у Киева из-за его холмистости с небоскребами (или, как их здесь называли, тучерезами). Строительный бум на высотки начался в 1906 году. Известная тогда строительная компания Льва Гинзбурга бойко принялась строить небоскребы вплоть до 12 этажей, но вот получить особой выгоды на новой недвижимости не получилось. Оказалось, что при таком холмистом рельефе сложно обеспечить подачу воды на верхние этажи высотных зданий. Как только это обстоятельство стало известно широкой платежеспособной общественности, продажи квартир на верхних этажах резко упали. Не спасли даже завезенные лифты фирмы «OTIS», впервые используемые в высотках. То, что мы бы сейчас назвали роскошным пентхаусом, в Киеве начала ХХ века продавалось гораздо дешевле, чем любая другая городская недвижимость.

Другой особенностью развития Киева стало формирование системы общественного транспорта. Здесь киевлянам точно было чем гордиться – их город был в авангарде бурного развития трамвая. И не допотопной конки или чадящих полу-паровозов (были и такие), а полноценного электрического трамвая.

Крупнейшие города Российской Империи периода урбанизации: Киев

Развитому трамвайному сообщению Киев обязан, в первую очередь, Аманду Струве – бывшему военному инженеру, специалисту по железнодорожным мостам. Его строительная контора, занимавшаяся высокотехнологичными проектами, выиграла конкурс на создание концессионного предприятия. Помимо того, что Струве уже давно пользовался в Киеве большим авторитетом, он смог предложить действительно интересный проект трамвайной сети, протяженностью целых 23 версты (тогда как ближайшие конкуренты называли цифры в 15-19 верст). В проект была уже заложена даже минимальная стоимость проезда, составлявшая 5 копеек.

Крупнейшие города Российской Империи периода урбанизации: Киев

Проект был завершен в 1901 году. Подвижной состав купили в Германии и Англии. В этом же году трамвайное предприятие выкупил миллионер Бродский, который делает ставку на развитие трамвайного сообщения с пригородами Киева. Так в 1904 трамвайные линии доведут до крупного дачного района – Пуще-Водицы.

После смерти миллионера в 1904 г. киевский трамвай оказался в руках негласных монополистов – бельгийского общества железных дорог. Благодаря своим значительным ресурсам оно довело творение Струве и Бродского до совершенства. Вплоть до начала Первой мировой войны наступает золотое время киевского трамвая, значение которого для города можно сравнить с нынешним московским метрополитеном для российской столицы.

Крупнейшие города Российской Империи периода урбанизации: Киев

Естественно, трамвай стал приносить владельцам неплохую прибыль. По условиям концессионного договора, трамвайное предприятие должно было перейти под городское управление в 1935 г. Посчитав, сколько денег может оно принести городскому бюджету, представители киевской городской думы, крепко призадумавшись, решили, что ждать четверть века – непозволительная роскошь. И трамвай решили во что бы то ни стало выкупить. Юридически это было возможно ни раньше, чем в 1915 г. И то – по сильно завышенной цене. Но и это показалось властям слишком долгим сроком. Уже в 1912 году на «бельгийцев» начинают открыто давить, то предлагая взятки, то угрожая. Но монополисты оказались крепкими ребятами. Дело дошло до суда, обе стороны подключили все возможные ресурсы и влияние. В итоге, трамвай все же передадут городскому правлению в 1917 г. Но уже спустя несколько месяцев это потеряет всякое значение – вся страна начнет жить совсем по другим законам. Впрочем, сам трамвай останется.

Позитивно сказалось на развитии Киева развитие образовательной инфраструктуры. Появление Политехнического института означало, что у города всегда будут свои инженерные кадры, и найдется, кому возводить «тучерезы», прокладывать трамвайные пути, рассчитывать проекты новых зданий. К началу ХХ века инженер – одна из самых дефицитных и востребованных профессий.

Крупнейшие города Российской Империи периода урбанизации: Киев

За всеми архитектурными и техническими новинками, город не забывал, что он древнейший культурно-исторический центр Российской империи. По своему туристическому потенциалу Киев не боялся соперничать с Москвой и часто небезуспешно. Так, памятник Святому Владимиру первый в стране обзавелся электрической подсветкой, работавшей ежедневно (кроме зимних или дождливых дней). То, что подсвечивался только крест, лишь добавляло ему выразительности.

Крупнейшие города Российской Империи периода урбанизации: Киев

Приятно и свежо выглядело освещение киевских парков, постепенно избавлявшихся от своего дикого вида.

А вот знаменитые Золотые ворота выглядели совсем буднично и обыденно. Впрочем, сам их вид был тоже в новинку, так как вплоть до правления Николая I они вообще были закопаны для сохранности.

Крупнейшие города Российской Империи периода урбанизации: Киев

Конечно, были у Киева и свои проблемы. Главная из которых – это, конечно, дороги. Здесь тоже во многом виноват рельеф – стекающая с холмов талая или дождевая вода быстро превращала грунтовые дороги в непроходимую грязь. Мощенных улиц было немного и качество их оставляло желать лучшего. В 1906 году ситуацию решили основательно поменять, издав постановление о мощении улиц, по которому почти весь центр Киева получал приличную мостовую. На весь проект выделялась поистине астрономическая сумма в один миллион рублей. И хотя эти меры, безусловно, помогли сделать жизнь горожан лучше, полноценное благоустройство дорожной сети начнется только после революции.

Крупнейшие города Российской Империи периода урбанизации: Киев

Еще одной проблемой города была уличная торговля. Торговали в Киеве много и хаотично. В том числе и скоропортящимися продуктами, что в условиях теплого климата было чревато болезнями и эпидемиями. Холера и тиф были серьезной головной болью властей, уставших бороться с последствиями эпидемий.

Решением стало строительство Бессарабского рынка – единого торгового пространства Киева. Для своего времени рынок был лидером технологичности. Невиданная роскошь – подземные этажи с холодильными комнатами значительно оздоровили торговлю мясом. Поражали и масштабы рынка – одних только мясных лавок было 88! А еще 27 рыбных лавок и масса всякой мелочевки вроде зелени и овощей. Критики утверждали, что правильнее было бы за те же деньги просто модернизировать имеющиеся торговые пространства, но они были в явном меньшинстве.

Крупнейшие города Российской Империи периода урбанизации: Киев

Итак, как можно понять, Киев на рубеже XIX-XX веком стремительно развивался, ничуть не отставая от двух столиц Российской империи. Городские власти смогли успешно справиться с насущными проблемами и использовать по максимуму все преимущества города. Многие их начинания были продолжены и после революции в советское время.

P.S.

Узнать о расписании лекций Ивы Серженко о крупнейших городах Российской империи можно на сайте Государственного музея архитектуры им. А.В. Щусева — http://muar.ru/new/events/lektsii2

Ближайшая лекция состоится 20 января и будет посвящена Одессе.

Приходите, будет интересно! :)

Фотографии Киева предоставлены Ивой Серженко
Эта запись опубликована в рубриках: Россия. Метки записи: . Постоянная ссылка.