Миф о любимом вожде

Миф о любимом вождеВыставка, посвященная сложившемуся в СССР образу Ленина, по ажиотажу в СМИ сравнима разве что с проводившейся в 2010 г. выставкой «Гитлер и немцы» в Берлине. Впервые в пост-советской России предприняли попытку осмыслить образ «Ильича» с претензией если не на беспристрастность, то хотя бы на уход от резких идеологических крайностей. Кто-то увидел в этом нехорошую примету времени, культивирующую интерес к «вождизму». Кто-то оценил потенциально популярный для туристов аттракцион. Кто-то просто был рад увидеть интересные экспонаты. На прошедших выходных довелось побывать на выставке и мне. Делюсь впечатлениями.

Несмотря на то, что выставка заявлена как посвященная образу Ленина и Сталина, экспозиционное пространство в основном отдано под объекты, связанные с «лениниадой», а не культом личности. Возможно, это было сделано для того, чтобы сбить накал политизации. Или — что более вероятно — для равновесного изображения таких масштабных явлений просто не хватило места.

Из всех экспонатов выставки можно выделить три группы:

1)  Личные вещи Ленина и Сталина — одежда, предметы быта и работы.

Например, «экипировка» Ленина во время его пребывания в Разливе. С этой косой он притворялся немым финским крестьянином.

Миф о любимом вожде

Менее известный экспонат — парик Ленина, тоже периода нелегального подполья.

Миф о любимом вожде

Воссоздан рабочий стол Ленина.

Миф о любимом вождеМиф о любимом вожде

Френч для меня ассоциируется прежде всего со Сталиным. Но и Ленин любил этот предмет одежды и часто ходил в нем в Горках.

Миф о любимом вожде

Из личных вещей Сталина: два парадных кителя, набор посуды из дачи в Волынском, портфель, лупа, бинокль, ручка. Все это — экспонаты музея Сталина, открытого на его даче после его смерти и закрытого после ХХ съезда КПСС.

Миф о любимом вождеМиф о любимом вождеМиф о любимом вожде

Отдельно стоит выделить личную коллекцию трубок Сталина. Она сформировалась благодаря многочисленным подаркам вождю от руководителей зарубежных компартий и других идеологически близких организаций. География трубок включает в себя такие страны как Англия, Франция, Италия, Албания, Чехословакия.

Миф о любимом вождеМиф о любимом вожде

К слову, подарки Сталину трубками не ограничивались. На фотографии ниже — навершение, оставшееся от знамени компартии Германии, которое в 1930-е сожгли нацисты. Его подарили Сталину немецкие коммунисты.

Миф о любимом вожде

2) Картины и плакаты, посвященные вождям

На мой взгляд, самая ценная часть выставки. Наряду с известными по иллюстрациям в школьных учебниках картинами вроде «Ходоки у Ленина» представлен ряд картин, долго время пролежавших в запасниках из-за менявшейся политической конъюнктуры.

Например, выполненная с иронией картина М.И. Авилова «Появление Ильича в Смольном».

Миф о любимом вожде

Ленин изображен здесь в гриме — с перевязанной щекой, в больших очках и картузе, неприметно читающего в углу газету. Думаете, картина была отправлена в запасники и чуть не уничтожена из-за «неканоничного» изображения вождя революции»? Нет, с этим как раз проблем не было — сюжет исторический, а способности Ильича к вынужденной конспирации во время разных этапов борьбы пропагандой только не отрицались. Проблемой был человек, сидящий рядом с Лениным. Это был не кто иной как будущий главный «враг народа» — Лев Давыдович Троцкий. Картины была написана в 1923 году и тогда звезда Троцкого была на подъеме. Художник и догадаться не мог, что соблюдая в своем полотне документальную достоверность, что полностью вписывалось в существовавший тренд, он совершает антинародный поступок. В начале 1950-х годов картину было предписано уничтожить. Сделать это до смерти Сталина в 1953 по каким то причинам не успели, а затем вопрос потерял свою былую остроту.

Из всех картин со Сталиным особенно интересной мне показалась «Смотр частей I Конной Армии» опять же за авторством М.И. Авилова. Здесь ситуация обратная — написанная в 1933 году картина сразу удачно вписалась в культурно-идеологический фон и в виде многочисленных репродукций разошлась по всей стране, оказалась в учебниках по истории и хрестоматиях. Успех произведения, среди прочего, определило характерное изображение конноармейцев. Движение всадников художник изобразил по параболе, сделав таким образом фигуру Сталина активным центром картины. Критики отметили это, подчеркнув, что на полотне отсутствуют изолированные герои, нет противопоставления «толпы». При этом фигура вождя обозначена четко и убедительно. Такой вот психологический эффект.

Миф о любимом вожде

Представленные на выставке плакаты были мне в большинстве случаев уже известны.

3) Подарки Советскому союзу из других стран, связанные с Лениным

Эту часть экспозиции можно рассматривать в качестве своеобразной экзотики. Оговорюсь, что кроме подарков зарубежных партнеров представлены произведения народов СССР, подарки очередному съезду КПСС.

Например, «янтарный» Ленин из Прибалтики.

Миф о любимом вожде

Деревянный Ленин из Японии

Миф о любимом вожде

Ленин из Боливии

Миф о любимом вожде

Ленин из Франции

Миф о любимом вожде

Ленин на ковре из Ирана

Миф о любимом вожде

Представлены «Ленины» не только с национальным колоритом, но выполненные с известной долей условности и отхода от реализма.

Так, есть Ленин, изображенный из цитат Ленина

Миф о любимом вожде

Ленин из почтовых марок.

Миф о любимом вожде

Одна из картин, написанная в 1982 году помещает Ленина в традиционно русский антураж с удалой тройкой, самоваром и матрешкой.  Решение нестандартное.

Миф о любимом вожде

Картина одного из болгарских художников — уже почти сюрреализм.

Миф о любимом вожде

Жаль, что хронологически выставка останавливается где-то в 1970-х. Из экспонатов позднейшего периода только один плакат 1991 г.

Миф о любимом вождеА было бы интересно посмотреть, что происходило с «мифом о вожде» в Перестройку. В годы «лихих 90-х». В «нулевые». Как он разрушался, критиковался, трансформировался. Желание авторов выставки оставить миф на высшей точки развития понятно — картина приобретает логическую завершенность.

И всё же мне не хватило материалов хотя бы Перестройки. С Ленина Советский Союз начался — Лениным он и закончился. Фигура Ильича дольше всего оставалась неотъемлемой частью советской реальности и, что показательно, именно под лозунгом возврата к ленинским принципам эта реальность стала разрушаться. Для определенного промежутка времени Горбачев в советской пропаганде был не меньшим «Лениным сегодня», чем Сталин в годы расцвета «культа личности». Поймать бы авторам выставки этот короткий возврат к «истинному социализму», любопытный был бы материал.

Информацию о времени проведения выставки и ценах на билеты вы можете найти на странице выставки на сайте ГИМ

Эта запись опубликована в рубриках: Выставки, Россия. Метки записи: , . Постоянная ссылка.